По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.10.2013 по делу N 33-6053/2013 <Иск об обязании восстановить документы и очередность на получение жилищного сертификата, выдать его и обеспечить жилым помещением удовлетворен правомерно, поскольку истец не исключался из очереди на получение жилья гражданам, переселяемым из закрытых военных городков, но его право на жилье не может быть реализовано из-за утраты ответчиком всех необходимых документов>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу № 33-6053/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Е.П. Иском, С.П. Порохового
при секретаре К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по восстановлению документов и очередности на получение государственного жилищного сертификата, по апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 03 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения истца К.С., судебная коллегия

установила:

К.С. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по восстановлению документов и очередности на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата, обеспечению жилым помещением посредством предоставления государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах России, выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет 6 месяцев, в льготном - 24 года. Вместе с семьей проживает в закрытом военном городке по <...> Истец является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты". В январе 2002 г. жилищной комиссией в/ч <...> рассмотрено его заявление о постановке на очередь на получение государственного жилищного сертификата (далее ГЖС). Истец включен в список на получение сертификата как подлежащий отселению из закрытого военного городка в г. Хабаровске. Однако до настоящего времени сертификат не получил, обращения оставлены без ответа. Ответчиком ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ документы истца на получение ГЖС утеряны, в связи с чем предложено представить новый пакет документов для включения в очередь на получение сертификата. Считает, что нарушено его право на получение жилья, поскольку условия для его приобретения не соблюдены, другого жилья не имеет, проживает в закрытом военном городке. С учетом уточненных исковых требований, просил обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ восстановить документы на получение ГЖС.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 03 июля 2013 года исковые требования К.С. удовлетворены.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность восстановить документы на получение государственного жилищного сертификата К.С. с даты постановки на учет - с 4 марта 2002 года.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ Ш.И. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в связи с проходящей реорганизацией ФГУ "Ленинская КЭЧ района" Минобороны России ликвидировано, учетные дела граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат переданы в 2011 году ответчику, однако учетное дело истца передано не было. Заявителем не представлены доказательства о передаче необходимого пакета документов в уполномоченные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, принимавших участие в заседании суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из этих конституционных правовых норм вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает определенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 г. № 71 (действовавшей в период с 1998 г. по 2005 г., в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой была включена Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675), граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имели право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", согласно разделу 2 аналогичным образом предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков, также граждан, проживающих в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставших в очередь на улучшение жилищных условий в субъектах Российской Федерации, избранных для постоянного проживания, до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
Подпунктом "б" пункта 5 данных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.
Кроме того, п. 2 указанного Постановления Правительства РФ определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 Правилами.
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что К.С. проходил военную службу в Вооруженных Силах России, был уволен <...> в запас. Общая продолжительность военной службы К.С. составила 24 года 2 месяца 15 дней.
Согласно ордеру <...> К.С. предоставлена служебная квартира <...> на состав семьи из 4-х человек: К.С., ФИО3 - жена, ФИО1. и ФИО2 - дети. Из лицевого счета от <...> следует, что в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: К.С. (наниматель), ФИО3 (жена), ФИО2 (дочь), ФИО3. (сын), ФИО4 (внук). Квартира принадлежит жилому фонду Министерства обороны РФ.
Согласно выписке из протокола <...> заседания жилищной комиссии войсковой части <...>, списку граждан и членов их семей на включение в список на получение ГЖС, на основании заявления К.С. включен в список граждан изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по избранному месту жительства - Хабаровский край.
<...> истец обратился в ФГКУ "Востокрегионжилья" о даче разъяснений об очередности получения ГЖС. Ответом от <...> истцу сообщено, что по состоянию на <...> он состоит на учете в базе данных граждан, изъявивших желание получить ГЖС, по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" с датой постановки на учет <...>, составом семьи 4 человека по избранному месту жительства - Хабаровский край. В связи с проходящей реорганизацией ФГУ "Ленинская КЭЧ района" Минобороны России было ликвидировано, учетные дела граждан, изъявивших получить ГЖС, переданы в Управление в 2011 г., однако его учетное дело передано не было. В связи с чем, истцу предложено направить в адрес "Востокрегионжилье" заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и необходимый пакет документов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что истец воспользовался предоставленным ему правом и является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. по категории: "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков" с составом семьи 4 человека, с 04.03.2002 г. по настоящее время, из очереди не исключался, право истца на участие в указанной Программе ответчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, проанализировав установленные по делу фактические обстоятельства и нормы материального права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что право истца на получение государственного жилищного сертификата не может быть реализовано при отсутствии документов, послуживших основанием для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения и включения в списки получателей ГЖС.
Учитывая, что документы на получение государственного жилищного сертификата были представлены истцом ранее, утрачены не по вине К.С., что ответчиком не отрицалось в ходе судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и возложил на ответчика обязанность восстановить документы на получение государственного жилищного сертификата с 04 марта 2002 года.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом первой инстанции правильно, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Решение суда мотивированное, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 03 июля 2013 года по гражданскому делу по иску К.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по восстановлению документов и очередности на получение государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
Е.П.ИСКОМ
С.П.ПОРОХОВОЙ


------------------------------------------------------------------