По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2013 по делу N А73-7404/2013 <Требования предпринимателя в части признания недействительным акта об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства в виде превышения процента застройки и обязания уполномоченного органа повторно рассмотреть заявление о выдаче такого разрешения удовлетворены, поскольку уполномоченным органом неверно произведен расчет максимального процента застройки и оспариваемый акт не содержит соответствующего обоснования отказа>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу № А73-7404/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 08 октября 2013 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Никитиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя П.В.
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконными действий Администрации г. Хабаровска в лице Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования, выразившихся в незаконном заключении по результатам публичный слушаний и рекомендации об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, нарушении сроков опубликования заключения,
о признании недействительным постановления Администрации г. Хабаровска № 1609 от 13.05.2013 г. "Об отказе в предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства",
об обязании Администрации г. Хабаровска вынести постановление о предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства,
третье лицо - Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска
при участии:
от индивидуального предпринимателя: Б.М., представитель по доверенности от 22.11.2012 г. 27 АА № 0209945; П.Е., представитель по доверенности от 16.12.2011 г. 27 АА № 0122916; Ю.Н., представитель по доверенности от 02.08.2013;
от администрации: К.М. по доверенности от 13.12.2012 г. № 1.1.27-480; С.И. по доверенности от 29.07.2013 № 1.1.27-132.

Предмет спора.
Индивидуальный предприниматель П.В. (далее - заявитель, ИП П.В., предприниматель) обратился в арбитражный суд к Администрации города Хабаровска (далее - ответчик, администрация) с заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Хабаровска в лице Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования, выразившихся в незаконном заключении по результатам публичный слушаний и рекомендации об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, нарушении сроков опубликования заключения, о признании недействительным постановления Администрации г. Хабаровска № 1609 от 13.05.2013 г. "Об отказе в предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства", об обязании Администрации г. Хабаровска вынести постановление о предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв. метров, местоположение г.Хабаровск, ул. Пушкина,52, в виде превышения процента застройки на 54%.
Суд

установил:

Индивидуальному предпринимателю П.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание - гостиница "Центральная", общей площадью 5965,8 кв.м. и землепользование (землевладение) под здание, общей площадью 3700 кв.м., расположенные по ул.Пушкина,52 в г. Хабаровске.
21.12.2012 ИП П.В. обратился в Департамент архитектуры строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением от 05.12.2012 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта в виде превышения процента застройки в границах земельного участка на 54% на земельном участке по ул. Пушкина, 52.
Постановлением администрации города Хабаровска от 18.02.2013 № 614 были назначены публичные слушания на 01.03.2013 по вопросу предоставления заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Указанное постановление опубликовано в газете "Хабаровские вести" от 22.02.2013 № 28, размещено на сайте администрации города Хабаровска.
По результатам публичных слушаний Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Хабаровске направила мэру города протокол публичных слушаний от 01.03.2013 № 10 и заключение от 14.03.2013.
13.05.2013 года администрацией города Хабаровска вынесено постановление № 1609 "Об отказе в предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства".
ИП П.В., полагая, что отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Материалами дела установлено, что администрацией назначены и 01.03.2013 года проведены публичные слушания, по итогам которых комиссией подготовлено и в газете "Хабаровские вести" от 19.04.2013 опубликовано заключение с предложением отказать ИП П.В. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства - гостиницы "Центральная".
Между тем, в силу статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения.
Решение о предоставлении разрешения на отклонение принимается органом местного самоуправления, которое может не совпадать с результатами публичных слушаний, а также с рекомендациями комиссии по землепользованию.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. ст. 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Учитывая, что комиссии не наделены властными, исполнительно-распорядительными полномочиями, а их рекомендации не носят обязательного характера для органа местного самоуправления, принимая во внимание то, что представитель предпринимателя принимал участие в проводимых публичных слушаниях и выражал свое мнение по рассматриваемым вопросам, суд приходит к выводу о том, что действия администрации, выразившиеся в заключении по результатам публичный слушаний и рекомендации об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции, нарушении сроков опубликования заключения, сами по себе не могут нарушать права и законные интересы заявителя сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, отсутствие факта нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности оспариваемыми действиями должностных лиц публичных органов, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконными оспариваемых действий.
Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае если параметры объекта капитального строительства, например, процент застройки, не соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны или подзоны, однако при этом вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства соответствует основному или вспомогательному виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом, то заинтересованное лицо может подать заявление в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки о выдаче разрешения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
В силу п. 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации от 13.05.2011 № 1336, если предоставление разрешения влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений, то указанное является основанием для отказа в предоставлении разрешения.
В Правилах землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 для зоны Ц-1А (зона делового ядра центра города), в которой расположен объект реконструкции, допускается максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40% (Таблица 1 "Предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства").
Установление предельных параметров разрешенного строительства, максимального процента застройки в границах земельного участка позволяет защитить права собственников соседних земельных участков, граждан проживающих на данной территории (когда новые объекты размещаются среди уже существующих, без учета требований закона).
Оспариваемым постановлением подтверждается, что постановление принято, в том числе, с учетом мнения жителей дома по ул. Пушкина, 50.
Постановлением администрации от 13.05.2013 № 1609 предпринимателю отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства (гостиница "Центральная") по причине невозможности однозначной оценки соблюдения требований технических регламентов (п. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и наличия обоснованных возражений жителей дома по ул. Пушкина, 50.
Как указано в отзыве администрации и следует из материалов дела, правомерность оспариваемого постановления администрация обосновывает тем, что запрашиваемые предпринимателем отклонения от предельных параметров земельного участка в части увеличения максимального процента застройки до 94% (вместо предусмотренных 40%), не соответствуют Своду правил "СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а именно нарушено примечание 2.
Между тем данное основание не приведено в оспариваемом постановлении, а также в постановлении не конкретизировано какой части и какому пункту Свода правил "СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не соответствует испрашиваемое предпринимателем отклонение.
Судом установлено, что в СП 42.13330.2011 в обязательном приложении Г указаны предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов (микрорайонов) жилых, общественно-деловых и промышленных зон.
Согласно приложению "Г" СП 42.13330.2011, примечание 2, установлено, что при подсчете коэффициентов плотности застройки площадь этажей определяется по внешним размерам здания. Учитываются только надземные этажи, включая мансардные. Подземные этажи зданий и сооружений не учитываются. Подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства.
Из материалов дела и пояснений представителей администрации в заседании суда установлено, что при определении максимального процента застройки по спорному земельному участку администрация исходила из общей площади этажей, с учетом которой определила процент застройки - 28%.
Кроме этого, при расчете максимального процента застройки администрация не учитывала площадь подземной стоянки.
Предложенный администрацией расчет процента застройки не соответствует подпункту 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 3.1 Свода правил СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99*. Стоянки автомобилей" определено, что стоянка автомобилей - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) автомобилей.
Согласно пункту 4.9 Свода правил СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99*. Стоянки автомобилей" автостоянки могут размещаться ниже и /или выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей).
Таким образом, подземная автостоянка является объектом капитального строительства, имеющим соответствующую площадь застройки.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, а также то, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Следовательно, площадь подземной автостоянки должна включаться при расчете максимального процента застройки в границах соответствующего земельного участка.
Оценив установленное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства не содержит соответствующего обоснования, не подтверждено документально, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права предпринимателя, поэтому оспариваемое постановление подлежит признанию недействительным.
Вместе с тем, поскольку рассмотренные вопросы имеют значение для решения вопроса о выдаче разрешения, а суд не вправе подменять собой иные органы, осуществляющие публичные полномочия, суд в порядке пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ обязывает администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя П.В. от 05.12.2012 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта в виде превышения процента застройки в границах земельного участка на 54% на земельном участке по ул. Пушкина, 52.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая результаты рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины по данному делу в размере 200 руб. за рассмотрение требования о признании незаконными действий администрации возлагаются на заявителя и не взыскиваются, поскольку были уплачены при обращении в суд, государственная пошлина в сумме 200 руб. за рассмотрение требования о признании недействительным постановления подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление Администрации города Хабаровска № 1609 от 13.05.2013 г. "Об отказе в предоставлении П.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства".
Обязать Администрацию города Хабаровска повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя П.В. от 05.12.2012 о даче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта в виде превышения процента застройки в границах земельного участка на 54% на земельном участке по ул. Пушкина, 52.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации города Хабаровска в пользу индивидуального предпринимателя П.В. судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 200 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
НИКИТИНА Т.Н.


------------------------------------------------------------------