По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2013 по делу N А73-10118/2013 <Заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости удовлетворено, поскольку такая регистрация должна быть произведена без заявления правообладателя, также не имелось предусмотренных законодательством оснований для отказа в его регистрации>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу № А73-10118/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.10.2013.
Арбитражный суд в составе судьи Сумина Д.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания П.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре (ИНН 2703000150; ОГРН 1032700030373)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-390
при участии
от заявителя: М.А. по доверенности от 17.12.2012 № 1-1-14/80, Л.Е. по доверенности от 17.12.2012 № 1-1-14/82
от Управления Росреестра по Хабаровскому краю: П.В. по доверенности от 08.05.2013 № ДОВ-027
Дело рассмотрено в судебном заседании, открытом непосредственно по завершении предварительного судебного заседания, в порядке п. 4 ст. 137 АПК РФ.
Суд

установил:

Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Хабаровскому краю (далее - Управление) в государственной регистрации права собственности, оформленного письмом от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-390.
В судебном заседании представители Администрации поддержали заявленные требования, указав, что в рассматриваемом случае действует особый, упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на военное недвижимое имущество, передаваемое в муниципальную собственность, в связи с чем законных оснований для отказа в государственной регистрации у Управления не имелось.
Представитель Управления возражал против заявленных требований, указав, что отсутствие учета объекта недвижимости в Государственном кадастре недвижимости является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Администрация обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права муниципального собственности на объект недвижимости: квартиру площадью 59,5 кв.м по адресу: <...>.
Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации, оформленное письмом от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-390.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации предусмотрен пунктами 1 - 1.2 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
Оспариваемый отказ в государственной регистрации мотивирован Управлением непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации права, со ссылкой на абзацы 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
В соответствии с названными нормами в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с тем же Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а также если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Управление указывает, что в ходе межведомственного взаимодействия установлено, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о спорном объекте недвижимости.
Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, Управлением необоснованно не принято во внимание следующее.
Спорное недвижимое имущество передано из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Комсомольска-на-Амуре в числе прочих объектов недвижимости приказом Минобороны России от 30.12.2011 № 2733 на основании Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 423-ФЗ).
Частью 9 статьи 3 Закона № 423-ФЗ предусмотрено, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.
Из содержания части 10 той же статьи следует, что в случае, если право государственной собственности РФ на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество, считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче имущества.
Ссылку Управления на пункт 1.2 статьи 20 Закона № 122-ФЗ, согласно которому не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, суд отклоняет.
Последним абзацем пункта 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ (в редакции Закона № 423-ФЗ) установлено исключение из общего порядка государственной регистрации: государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Законом № 423-ФЗ.
Суд также принимает во внимание, что частью 5 статьи 2 Закона № 423-ФЗ, установлено, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
Ссылку Управления на п. 11 ст. 33 Закона № 122-ФЗ, которым установлено обязательное представление кадастрового паспорта в случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в государственному кадастре недвижимости, суд отклоняет ввиду установления приведенными выше нормами особого порядка представления документов для регистрации военного имущества, передаваемого в муниципальную собственность, а также ввиду того, что с 01.10.2013 указанная норма утратила силу на основании п. 28 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений законов № 122-ФЗ и № 423-ФЗ следует, что законодательно установлена ускоренная и упрощенная процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности и государственной регистрации перехода права, и что единственным документом, необходимым для государственной регистрации права муниципальной собственности на переданное в порядке Закона № 423-ФЗ имущество, является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Соответствующее решение - приказ Минобороны России от 30.12.2011 № 2733 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ "город Комсомольск-на-Амуре" приложено Администрацией к поданному в Управление заявлению о государственной регистрации права и у Управления имеется, что следует из представленных в дело доказательств и подтверждено в судебном заседании его представителем.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что Администрацией в Управление подано заявление о государственной регистрации права, тогда как в рассматриваемом случае государственная регистрация должна быть произведена Управлением без заявления правообладателя на основании одного лишь приказа Минобороны России от 30.12.2011 № 2733, у Управления не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ в государственной регистрации подлежит признанию незаконным как не соответствующий приведенным положениям Законов № 122-ФЗ и № 423-ФЗ.
В порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд обязывает Управление устранить допущенное нарушение прав заявителя путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимого имущества.
От уплаты государственной пошлины стороны освобождены на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Хабаровскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное письмом от 29.07.2013 № 27-27-04/001/2013-390.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" на объект недвижимости: квартира, площадью 59,5 кв.м, расположенную по адресу: <...>.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Д.Ю.СУМИН


------------------------------------------------------------------