По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 06.11.2013 по делу N 33-7148 <В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии первичных мер пожарной безопасности в части неурегулирования вопроса состояния и содержания источников наружного противопожарного водоснабжения отказано правомерно, поскольку суд не вправе обязать данный орган принять или дополнить какой-либо акт>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу № 33-7148

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В.Кустовой
судей С.П.Порохового, Г.И.Федоровой
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации города Хабаровска по апелляционному представлению прокурора города Хабаровска Ким Е.К. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Максименко Е.В., представителя администрации г. Хабаровска И., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Хабаровска Ким Е.К. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации г. Хабаровска, выразившиеся в непринятии первичных мер пожарной безопасности, включающих в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в части неурегулирования вопроса состояния и содержания источников наружного противопожарного водоснабжения, не находящихся в муниципальной собственности и обязании устранить выявленные нарушения.
В заявлении указал, что прокуратурой города Хабаровска проведена проверка по обращению Врио начальника Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 о необоснованном исключении из перечня источников наружного противопожарного водоснабжения (1091 пожарный гидрант и 409 пожарных водоемов). Установлено, что Администрацией города Хабаровска принято постановление № 5164 от 14.12.2012 "О состоянии муниципальных источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Хабаровска и мерах по их содержанию", в перечень которых вошли 1976 пожарных гидранта и 7 пожарных водоемов.
Указанным постановлением утратило силу постановление администрации города Хабаровска от 09.07.2009 № 2364 "Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе "Город Хабаровск" (с внесенными изменениями постановлением администрации города Хабаровска от 25.11.2011 № 396), согласно которому в перечень входило 3067 пожарных гидранта и 416 пожарных водоема.
Согласно информации и.о. начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации г. Хабаровска ФИО2, причинами невключения в перечень объектов водоснабжения, не находящихся в муниципальной собственности, и рекомендательных мер по их содержанию явились недостаточность и противоречивость сведений о местах нахождения, принадлежности и состояния, а также отсутствие у администрации города полномочий по контролю за объектами водоснабжения.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Технический регламент), предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
Статьей 68 Технического регламента предусмотрено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
противопожарные резервуары.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является вопросом местного значения.
Согласно п. 10 ст. 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения города Хабаровска относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Хабаровска.
Т.о. вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах нацеленных пунктов в соответствии с ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения, следовательно, именно на администрацию возлагается обязанность учета имеющихся на территории городского округа источников наружного противопожарного водоснабжения как первичной меры пожарной безопасности.
Постановлением администрации города Хабаровска от 09.07.2009 № 2364 "Об упорядочении содержания источников наружного противопожарного водоснабжения в городском округе "Город Хабаровск" рекомендовалось организациям независимо от организационно-правовой формы, имеющим на балансе пожарные гидранты в границах городского округа "Город Хабаровск", содержать их в технически исправном, пригодном для эксплуатации состоянии.
Вышеназванный акт утратил силу на основании постановления администрации города Хабаровска № 5164 от 14.12.2012 "О состоянии муниципальных источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Хабаровска и мерах по их содержанию".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Статьей 19 указанного закона предусмотрено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства отсутствует нормативный акт, регламентирующий комплекс мер (рекомендательного характера) по содержанию источников противопожарного состояния (не находящихся в муниципальной собственности) на территории города Хабаровска.
28 марта 2012 года по данному факту прокурором города в адрес Мэра г. Хабаровска внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства. Однако ответом Мэра от 26.04.2013 в удовлетворении требований прокурора отказано.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 августа 2013 года в удовлетворении заявления прокурора г. Хабаровска отказано.
В апелляционной представлении прокурор г. Хабаровска Ким Е.К. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что требования прокурора заключаются в устранении нарушений, выразившихся в отсутствии нормативного акта, содержащего перечень пожарных гидрантов и водоемов, не находящихся в муниципальной собственности, вследствие чего у пожарной службы отсутствуют основания для их использования при ЧС, у контролирующих органов - проведения проверок их состояния. В нарушение действующего законодательства отсутствует нормативный акт, регламентирующих комплекс мер (рекомендательного характера) по содержанию источников противопожарного состояния.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Максименко Е.В. доводы, изложенные в апелляционном представлении, поддержала в полном объеме. Уточнила, что прокурор г. Хабаровска просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым обязать администрацию г. Хабаровска принять нормативный акт рекомендательного характера, который бы содержал полный перечень пожарных гидрантов, находящихся не только в муниципальной собственности, но и на территории организаций.
Представитель администрации г. Хабаровска И. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора г. Хабаровска Кима Е.К. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия оснований к отмене решения суда по доводам апелляционного представления не находит.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено не было.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
Из названных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод также подтверждается положениями главы 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.
При таком положении оснований для удовлетворения заявления прокурора у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционного представления сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного постановления.
При таких данных постановленное судом решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации города Хабаровска оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора города Хабаровска Ким Е.К. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в силу со дня его принятия.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 13 августа 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 06 ноября 2013 года могут быть обжалованы в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Председательствующий:
С.В.КУСТОВА

Судьи:
С.П.ПОРОХОВОЙ
Г.И.ФЕДОРОВА


------------------------------------------------------------------