По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 27.11.2013 по делу N 33-7868/2013 <Об отмене решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 25.09.2013 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 12, абзацев 2, 6 пункта 18 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год, утв. постановлением администрации г. Хабаровска от 01.02.2013 N 336>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу № 33-7868/2013

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Красногоровой О.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Гвоздева М.В.
судей Шиловой О.М., Железовского С.И.
при секретаре К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2013 года в городе Хабаровске дело по заявлению прокурора города Хабаровска о признании противоречащими закону и недействующими пунктов Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 года № 336 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год",
по апелляционной жалобе представителя администрации города Хабаровска П.А. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., пояснения представителя администрации города Хабаровска К.О., прокурора Серга Ю.В.,

установила:


Прокурор города Хабаровска обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими пункта 12, абзацев 3, 7 и пункта 18 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год (далее Порядок), утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 г. № 336 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год". В ходе рассмотрения дела прокурор дополнил требования, просил суд признать противоречащим закону и недействующим пункт 27 указанного Порядка, а также признать противоречащими закону и недействующими пункт 12, абзацы 2, 6 пункта 18 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 г. № 336 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год".
В обосновании окончательных требований указал, что пункт 12 Порядка характеризуется наличием коррупционного фактора, установленного подпунктом "а" пункта 3 Методики - широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), поскольку не предусматривает условий предоставления субсидий, а также условий, по которым принимается решения об отказе в предоставлении субсидий. Имеющаяся в названном пункте неясность и неопределенность правовых норм допускает возможность злоупотребления правами заявителей со стороны государственных органов (их должностных лиц).

Пункт 18 Порядка определяет, что форма договора утверждается главным распорядителем субсидий. Указанный договор определяет: абзац 2 - целевое назначение, размер и условия предоставления субсидий; абзац 6 - порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 7 Порядка, главным распорядителем субсидий является управление социальной работы с населением администрации города Хабаровска (далее - главный распорядитель).
Вместе с тем, согласно положениям пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Управление социальной работы с населением администрации города Хабаровска не наделено полномочиями по принятию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, т.к. является только структурным подразделением администрации города Хабаровска. Таким образом, целевое назначение, условия предоставления субсидий не могут быть предусмотрены в договоре о предоставлении субсидий.
Оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц - жителей города Хабаровска, так как вследствие ее применения любое лицо будет введено в заблуждение относительно объема полномочий орган местного самоуправления, указанного в нем. Кроме того, положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства.
Определением суда от 16 августа 2013 года производство по делу в части заявленных требований о признании противоречащим закону и недействующим пункта 27 Порядка от 01.02.2013 года № 336 прекращено в связи с отказом прокурора от требований в данной части.
В ходе рассмотрения дела прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации города Хабаровска в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал, пояснил, что оспариваемый Порядок разработан в соответствии со статьей 78.1. Бюджетного кодекса РФ, которая не содержит обязательных требований по наличию в Порядке условий предоставления субсидий, а также условий, по которым принимается решение об отказе в предоставлении субсидий. Вместе с тем, оспариваемый Порядок содержит указанные условия. Так, из пункта 8 Порядка, следует, что одним из условий предоставления субсидий является соответствие потенциального получателя определенным требованиям (общественная организация ветеранов войны и труда, зарегистрированная в установленном законом порядке, осуществляющая деятельность, направленную на защиту прав ветеранов войны и труда; отсутствие просроченной задолженности по уплате начисленных налогов, сборов и иных обязательных платежей). Еще одним условием является предоставление пакета документов для получения субсидии (пункт 9 Порядка). Кроме того, пункт 14 Порядка содержит основания предоставления субсидии. Аналогичным образом в Порядке содержатся условия, по которым принимается решение об отказе в предоставлении субсидии.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2013 года заявление прокурора города Хабаровска удовлетворено, постановлено:
Признать противоречащими закону и недействующими пункт 12, абзацев 2, 6 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 г. № 336 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год", со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Хабаровска П.А. просит отменить решение суда и принять новое, которым отказать прокурору города Хабаровск в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что оспариваемый порядок утвержден в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Данная статья не содержит требований по наличию в порядке условий предоставления субсидий, а также условий, по которым принимается решение об отказе в предоставлении субсидий. Вместе с тем, данные условия в Порядке установлены. Кроме того, целевое назначение и условия предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, содержаться в пунктах 3, 8, 9, 26 оспариваемого Порядка (нормативном акте). Содержание указанных норм в договоре носит дублирующий характер, так как заключение договора осуществляется во исполнение положений Порядка, являющегося нормативным правовым актом.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения представителя администрации города Хабаровска К.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Серга Ю.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного постановления.
Удовлетворяя заявление прокурора города Хабаровска, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 12 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год не предусматривает условий предоставления субсидий и условий, по которым принимаются решения об отказе в предоставлении субсидий. Полномочия главного распорядителя относительно принятия решения о представлении либо отказе в предоставлении субсидий не разграничены, поскольку в данном пункте конкретно и четко не указано, на основании каких обстоятельств и условий субсидии предоставляются или в их предоставлении может быть отказано, либо должна содержаться ссылка на соответствующий пункт Порядка, предусматривающий основания к предоставлению субсидий, а также отказу. Кроме того, признавая незаконными абз. 2 и 6 п. 18 Порядка суд первой инстанции сослался на то, что целевое назначение и условия предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении должны определяться не договором, а нормативным правовым актом.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 года № 336 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год.
Пунктом 12 Порядка установлено, что решение о представлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается главным распорядителем по результатам рассмотрения пакета документов в течение 5 рабочих дней со дня получения протокола о рассмотрении, о чем заявитель уведомляется письменно.
Оспариваемый порядок утвержден в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.
Пунктами 8 и 9 Порядка предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидий является соответствие потенциального получателя определенным требованиям и предоставление пакета документов для предоставления субсидии.
Перечень оснований, по которым принимается решение об отказе в предоставлении субсидий содержится в пункте 13 указанного Порядка.
Целевое назначение и условия предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении содержаться в пунктах 3, 8, 9, 26 Порядка.
Заключение договора между администрацией города Хабаровска в лице главного распорядителя и организацией осуществляется во исполнение положений Порядка, являющегося нормативным правовым актом, в связи с чем, указанные нормы в договоре носят дублирующий характер.
При вынесении обжалуемого решения суд не дал должной правовой оценки возражениям органа местного самоуправления по существу заявления, которые следует признать обоснованными, поскольку они подтверждаются текстуальным содержанием оспариваемых положений нормативного правового акта.
Оспариваемый Порядок принят в соответствии с законодательством Российской Федерации, компетенцией и полномочиями муниципального образования. В материалах дела не имеется доказательств того, что положения оспариваемых пунктов нормативного правового акта содержат признаки коррупционности, на что ссылался прокурор в поданном заявлении.
Буквальное толкование оспариваемых пунктов нормативного правового акта позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что вывод суда об их коррупционности является необоснованным.
При таком положении дела судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требований прокурора города Хабаровска не имеется, в связи с чем, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с вынесение решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать прокурору города Хабаровска в удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими пунктов Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год, утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 01.02.2013 года № 336 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа "Город Хабаровск" общественным организациям ветеранов войны и труда на 2013 год".

Председательствующий:
М.В.ГВОЗДЕВ

Судьи:
О.М.ШИЛОВА
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ


------------------------------------------------------------------