По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 27.11.2013 N 2-5976/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов 10.1.2 и 10.1.4 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 N 122 "О местном бюджете на 2013 год">



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. по делу № 2-5976/2013

Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Матвеевой Е.Б. при секретаре З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре об оспаривании п. 10.1.2, п. 10.1.4 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15 декабря 2012 года № 122 "О местном бюджете на 2013 год",

установил:

Прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с заявлением о признании пункта 10.1.2 и пункта 10.1.4 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 года "О местном бюджете на 2013 года", противоречащими статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании указанных пунктов не действующими со дня принятия нормативного правового акта. В обоснование доводов заявитель указал, что статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления в случаях и в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозвратной и безвозмездной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что порядок использования субсидии и порядок ее возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должны быть определены нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий.
Пункт 10.1.2 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 года № 122 "О местном бюджете на 2013 год" устанавливает, что главный распорядитель (распорядитель) заключает с получателем субсидий договор о предоставлении средств местного бюджета, в котором должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий, предоставление расчетов и отчетности, ответственность за целевой использование. Таким образом, решением городской Думы установлен порядок предоставления субсидий, противоречащий части 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Противоречие заключается в том, что органом местного самоуправления субсидии предоставляются на основании договора, тогда как субсидии должны предоставляться на основании муниципального нормативного правового акта.
Пункт 10.1.2 решения городской Думы не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом (части 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации целью предоставления субсидии является именно возмещение понесенных затрат или недополученных доходов.
Вместе с тем, пунктом 10.1.4 решения городской Думы предусмотрено, что (неиспользованные субсидии, а также субсидии, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в местный бюджет) из чего следует, что указанный пункт предусматривает возможность предоставление субсидий из средств местного бюджета на финансирование предстоящих затрат, а не понесенных фактически и подтвержденных документально, что противоречит части 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора гор. Комсомольска-на-Амуре Воронкова Н.И. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении и дала суду пояснения аналогичные выше установленным обстоятельствам. Дополнительно Воронкова Н.И. суду пояснила, что, как неоднократно отмечал Конституционный суд Российской Федерации, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит, к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы П., действующая на основании доверенности № 1-1-16/67 от 03.12.2012 года, требования прокурора не признала в виду их необоснованности и суду пояснила, что пункты 10.1.2 и 1.14. не противоречат статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В частности, пунктом 10.1.1 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании сводной бюджетной росписи в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании муниципальных правовых актов администрации города Комсомольска-на-Амуре. Лишь, следующим пунктом 10.1.2. Решения установлено, что распорядитель заключает с получателем субсидий договор о предоставлении средств местного бюджета с указанием размера, сроков, цели и условия, расчетов и ответственность за целевое использование субсидий. Заключение договоров о предоставлении субсидий предусмотрено подпунктом 4 пункта 3 и пунктом 5 ст. 78 Бюджетного кодекса.
Далее, как пояснила П. необоснованны доводы прокурора о том, что подпунктом 10.1.4 Решения городской Думы предусмотрено предоставление субсидий из местного бюджета на финансирование предстоящих затрат, а не произведенных фактически. Пункт 10.1.4 Решения городской Думы полностью соответствует подпункту 4 пункта 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что порядком предоставления субсидий должен быть установлен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году. Из вышеизложенного не следует, что субсидии могут предоставляться на возмещение предстоящих расходов. Так как пунктом 10 Решения городской Думы установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Порядок авансирования или кредитования указанных лиц, за счет предоставления субсидий не предусмотрен принятым Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы. Просит суд в удовлетворении требований прокурора гор. Комсомольска-на-Амуре отказать.
Выслушав пояснения прокурора, представителя Комсомольской-на-Амуре городской Думы, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В соответствии с с. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (действующей в редакции на момент принятия Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы) предусмотрен порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам).
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из пункта 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, усматривается, что при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления
15 декабря 2012 года Комсомольской-на-Амуре городской Думой, принято Решение № 122 "О местном бюджете на 2013 год".
Пунктом 10 вышеуказанного Решения предусмотрены случаи предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, услуг из местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров и оказанием услуг.
Пунктом 10.1 вышеуказанного Решения установлен порядок предоставления субсидий из местного бюджета.
В частности, из пункта 10.1.1 Решения усматривается, что предоставление субсидий осуществляется на основании сводной бюджетной росписи в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании муниципальных правовых актов администрации города Комсомольска-на-Амуре.
Пунктом 10.1.2 вышеуказанного Решения предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) заключает с получателем субсидий договор о предоставлении средств местного бюджета, в котором должны быть предусмотрены размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий, предоставление расчетов и отчетности, ответственность за целевое использование.
Пунктом 10.1.4 вышеуказанного Решения предусмотрено, что неиспользованные субсидии, а также субсидии использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в местный бюджет.
Оспаривая пункт 10.1.2 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы, как противоречащий действующему законодательству, а именно части 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокурор указывает на то, что Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы установлен порядок предоставления субсидий на основании договора, а не на основании муниципального нормативного правового акта, что противоречит федерального закону.
С учетом анализа приведенных правовых актов суд находит вышеизложенные доводы прокурора гор. Комсомольска-на-Амуре, несостоятельными по следующим основаниям. Так, пунктом 10.1.1 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 года № 122 "О местном бюджете на 2013 год" предусмотрено предоставление субсидий на основании муниципальных правовых актов администрации города Комсомольска-на-Амуре. А пункт 10.1.2 вышеуказанного решения предписывает, после издания муниципального правового акта о предоставлении субсидии, заключать договор с получателем субсидий, в котором предусматривается размер, сроки, цели и условия предоставления субсидий, ответственность за целевое использование субсидий. Заключение договоров о предоставлении субсидий предусмотрено подпунктом 4 пункта 3 и пунктом 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также, суд находит несостоятельными доводы прокурора о том, что пункт 10.1.4 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 года № 122 "О местном бюджете на 2013 год" предусматривает возможность предоставления субсидий из средств местного бюджета на финансирование предстоящих затрат, тогда как ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставление субсидий на понесенные фактически и подтвержденные документально затраты. Указанные доводы прокурор обосновывает тем, что пункт 10.1.4 Решения предусматривает возможность возврата в местный бюджет неиспользованных субсидий, а также субсидий, использованных не по целевому назначению.
Подпунктом 4 пункта 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Таким образом, пункт 10.1.4 Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы "О местном бюджете на 2013 год" полностью соответствует ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявления прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании пункта 10.1.2 и пункта 10.1.4 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15.12.2012 года "О местном бюджете на 2013 года", противоречащими статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании указанных пунктов не действующими со дня принятия нормативного правового акта, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании подпунктов 10.1.2, и 10.1.4 решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15 декабря 2012 года "О местном бюджете на 2013 год" противоречащими действующему законодательству, и недействующими со дня принятия нормативного акта - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня вынесения, в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья
Е.Б.МАТВЕЕВА


------------------------------------------------------------------