По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 25.12.2013 N 36 "Об утверждении отчета о ходе исполнения целевой Программы "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года", утвержденной решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 20.01.2010 N 4 и о признании утратившим силу решения Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 20.01.2010 N 4"



СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. № 36

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДО 2015 ГОДА", УТВЕРЖДЕННОЙ
РЕШЕНИЕМ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОТ 20.01.2010 № 4 И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ РЕШЕНИЯ
СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОТ 20.01.2010 № 4

Руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271, постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2010 № 104-пр "Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы", в соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Бикинского муниципального района от 22.07.2013 № 159 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ Бикинского муниципального района" Собрание депутатов Бикинского муниципального района решило:
1. Утвердить отчет о ходе исполнения целевой Программы "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года", утвержденной решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 20.01.2010 № 04.
2. Решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 20.01.2010 № 04 "О целевой Программе "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года" признать утратившим силу с 01.01.2014.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Бикинский вестник".
4. Решение вступает в силу с 01.01.2014.

Глава муниципального района
А.М.Швиткий





Приложение
к решению
Собрания депутатов Бикинского
муниципального района
от 25 декабря 2013 г. № 36

ОТЧЕТ
О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ДО 2015 ГОДА"

В целях улучшения дополнительного образования детей в Бикинском районе, создания благоприятных условий для их воспитания, обучения, творческого развития, в соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года; стратегией развития образования в России до 2020 года, Концепцией федеральной целевой программы "Культура России", федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы", федеральными государственными стандартами общего образования второго поколения; национальной инициативой "Наша новая школа", Концепцией социально-экономического развития Хабаровского края до 2025 года была разработана целевая Программа "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года", утвержденная решением Собрания депутатов от 20.01.2010 № 04 (далее - Программа).
За годы реализации Программы с 2010 года активизировалось межведомственное взаимодействие в интересах более полного удовлетворения запросов детей, их родителей, общества. Образовательные организации, повышая роль дополнительного образования и совершенствуя его формы, многое сделали для развития объединений дополнительного образования различной направленности. В системе дополнительного образования имеются эффективные формы для предоставления школьникам Бикинского района возможности во внеурочное время развивать свои склонности, способности, интересы, повышения социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, это один из способов решения существующих в современном обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем детства - преодоления безнадзорности, бродяжничества, преступности, наркомании, других видов девиантного поведения.
В систему дополнительного образования Бикинского района входят следующие учреждения:
- школа искусств г. Бикина (отдел культуры);
- музыкальная школа Лермонтовского сельского поселения (отдел культуры);
- клуб "Надежда" (отдел по делам молодежи и спорту);
- стадион "Локомотив" (отдел по делам молодежи и спорту);
- спортивный зал Лермонтовского сельского поселения (молодежный центр);
- МБОУ ДОД Дом детского творчества.
Учреждение МБОУ ДОД Дом детского творчества - относится к системе образования.
Исходя из задач, стоящих перед дополнительным образованием,
- обеспечение доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- мониторинг состояния дополнительного образования;
- интеграция общего и дополнительного образования.
Расширение направлений дополнительного образования в предыдущие годы связано с потребностями учащихся и совершенствованием программного обеспечения. В настоящее время в учреждении дополнительного образования Дом детского творчества реализуется 63 программы по трем направлениям с общим охватом 2014 человек. Развитие технологий дополнительного образования осуществляется с учетом тенденций развития социума, культурного пространства города, семьи и личности в целом и расширяется в соответствии с актуальными запросами и социальным заказом общества, родителей и личности ребенка.
Военно-патриотическое направление всегда занимает центральное место в решении воспитательных задач большинства образовательных учреждений Бикинского района. Этому направлению определено ведущее место в Доме детского творчества. Оно представлено кружками "Патриот", "Дозор", "Пограничник". В 2013 году в школе № 6 открылось военно-патриотическое объединение "Молодая гвардия" (руководитель Навроцкий А.С.), в общеобразовательных организациях работают 3 военно-патриотических клуба: "Салют" (МБОУ ООШ № 3, руководитель Крупин А.В.); "Пограничник" (МБОУ СОШ с/п "Село Лончаково", руководитель Ерл В.Ф.); "Будущий воин" (МБОУ СОШ Лермонтовского с/п, руководитель Жемков П.Б.). Достижениями в данном направлении можно считать победы в военно-спортивной игре "Патриот" на краевом уровне, в смотре-конкурсе военно-спортивных клубов, в конкурсах по организации военно-патриотической работы. Ежегодно старшеклассники района занимают призовые места в краевых соревнованиях допризывной молодежи. Район выполняет плановые показатели по призыву юношей в ряды Вооруженных сил.
Важным условием для краеведческой, исследовательской и воспитательной работы являются музеи, которые предоставляют богатейший материал для развития личности. Во всех школах созданы музеи или музейные уголки.
По итогам экспедиций и походов созданы и развиваются музеи МБОУ СОШ сельского поселения "Село Лончаково", МБОУ СОШ Оренбургского сельского поселения, МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения, МБОУ СОШ № 3 г. Бикина, МБОУ СОШ № 5 г. Бикина. Для пополнения музеев экспонатами на базе каждой из этих школ развиваются музейные кружки, в мае 2013 года открыт виртуальный музей на базе МБОУ СОШ № 6. В школе сельского поселения "Село Лесопильное" создан музейный уголок. Ставки руководителей музеев финансируются МБОУ ДОД ДДТ г. Бикина, который осуществляет координацию деятельности данных объединений. Результатом работы по данному направлению можно считать высокий уровень исследовательских работ школьников, которые ежегодно представляются на районной конференции "Мир моих увлечений"; созданное в 2012 году районное научное общество школьников, а также его отделения во всех образовательных организациях. Увеличилось количество школьников в районе, занимающихся научно-исследовательской и проектной деятельностью (2011 год - 246 чел., 2012 год - 327 чел., 2013 год - 640 чел.). Эта работа позволила достичь высоких показателей бикинских школьников в дистанционных, заочных и очных конкурсах исследовательских работ, в том числе и по краеведению.
В рамках реализации Программы "Развитие системы дополнительного образования Бикинского муниципального района до 2015 года" по эколого-биологической направленности в Доме детского творчества работают объединения "Я познаю мир", "Хочу все знать", "Юнис", "Цветная экология". Руководитель экологического объединения Пустынцев И.Б. совместно со своими воспитанниками провел большую исследовательскую работу по изучению экологических проблем Бикинского района. Его учащиеся заняли призовые места во Всероссийских конкурсах.
Туристско-краеведческое направление в Доме детского творчества представлено кружками "Эверест", "Юный турист", "Флора и фауна Дальнего Востока". Под руководством Халтурина М.В. районные команды являются победителями краевых и всероссийских конкурсов по спортивному ориентированию, пешеходному туризму. Уже традиционным стало проведение районного эколого-туристско-краеведческого слета, туристских слетов и походов в образовательных организациях.
Таким образом, направления организации дополнительного образования в районе за годы исполнения Программы позволили добиться высоких показателей, свидетельствующих о росте качества предоставляемых услуг дополнительного образования.
Программой "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года" было определено такое направление деятельности, как развитие школьного самоуправления, поддержка органов ученического самоуправления. Разработанные в течение предыдущих лет программы развития воспитания в образовательных учреждениях, создание моделей воспитательных систем, обеспечение занятости детей в учреждениях дополнительного образования - все это позволило говорить о положительных тенденциях в развитии воспитания и возникших предпосылках по созданию единой воспитательной системы в районе. В 9 общеобразовательных учреждениях из 10 созданы воспитательные системы.
Во всех образовательных организациях составлены планы мероприятий по реализации минимального объема социальных услуг по воспитанию в соответствии с Минимальным социальным стандартом РФ.
Во всех общеобразовательных организациях созданы программы развития детского движения, которые предусматривают расширение детских общественных организаций. Содержание программ акцентирует внимание на развитие у детей и подростков самостоятельности, инициативы, управленческих навыков, стимулирует проявление их лидерских способностей. На сегодняшний день практически в каждом образовательном учреждении района есть детские общественные организации, в основе деятельности которых лежит вариативно-программный подход. Это 8 детских общественных организаций "Лидер", "Поколение NEXT", "Планета 6", "Юность", "Школьная дума", "Тигр", "Империя дружбы", "Мидэнс", и в них - 1579 детей.
Определились формы взаимодействия с детскими общественными организациями, ведется подготовка лидеров, организуются выездные смены в лагере "Живем у границы", проводятся акции такие, как "Спеши творить добро", "Помоги зимующим птицам", "Помоги собраться в школу", "Подарок воину", "Зимняя игрушка" и другие. Ежегодно в июле педагоги дополнительного образования организуют смену "Фрегат" при МБОУ ДОД ДДТ.
Программа была направлена на совершенствование работы с одаренными детьми. Реализуя Программу, были созданы электронные книги "Одаренные дети Бикинского района", Книга Почета учителей Бикинского района. Ежегодно проводится прием главой района школьников, награжденных серебряными и золотыми медалями "За особые успехи в обучении". Количество таких учащихся увеличивается. Программой определены направления процесса воспитания.
Прежде всего, это мероприятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Цикл духовно-просветительских лекций "Духовные основы русской культуры", проведенных Хабаровской епархией Русской православной Церкви по темам: "Мир русских икон. Из собрания Государственной Третьяковской галереи", "Христианские ценности и современная культура", "Библейские и евангельские сюжеты в русской живописи 18 - 19 вв." - одно из важных направлений в этой работе.
В апреле - мае в городской библиотеке проводится цикл классных часов, посвященных Дням славянской письменности и культуры. В 2013 году для учащихся, педагогов, родителей и жителей микрорайона школы № 6 проведен концерт участниками Бикинской школы звонарного мастерства. Коллектив школы № 6 пришел к выводу о необходимости разработки программ духовно-нравственного воспитания школьников. В рамках изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" учащиеся 4-х классов школы № 3 посетили с ознакомительной экскурсией церковь, в ходе которой отец Константин рассказал об истории икон и священных действиях, проходящих во время службы. Назрела необходимость проведения конкурса по организации духовно-нравственного воспитания среди образовательных учреждений района (школы, детские сады, ДДТ).
В гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков, основными задачами которого являются развитие и углубление интереса учащихся к историко-культурному наследию, культуре, Программой предусмотрен ряд мероприятий, реализуя которые образовательные организации используют эффективные приемы и формы работы. Прежде всего, это взаимодействие с ветеранскими организациями. Традиционными стали встречи с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны, организация акций "Милосердие", "Ветеран живет рядом". В школах работают отряды милосердия. Оказывается помощь 254 ветеранам, участникам войны и труженикам тыла. Дети поздравляют пожилых людей с праздниками, помогают в работе по дому. Школьники Лермонтовского сельского поселения участвуют в акции "Нет забытым могилам".
Проблема гражданско-патриотического воспитания активно решается педагогическим коллективом школы № 3 г. Бикина, где созданы кадетские классы, разработана система подготовки будущих воинов, кадетов.
Программой "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года" был намечен план организации работы по формированию здорового образа жизни, который осуществляется в ходе реализации программ "Здоровье", разработанных в 9-и образовательных учреждениях района. 67% школьников Бикинского района занимаются спортом. За период реализации Программы показатель увеличился на 27%.
Школьники посещают спортивные секции по волейболу, мини-футболу, теннису, шахматам, лапте, лыжам, посещают тренажерный зал при стадионе "Локомотив", футбольный клуб "Заря". В школах и детских садах есть спортивные площадки и стадионы. По итогам краевого конкурса спортивных площадок детский сад № 4 г. Бикина занял первое место, МБОУ ООШ сельского поселения "Село Лесопильное" - третье место. Учащиеся школ активно принимают участие во всех городских, районных, краевых соревнованиях.
Основываясь на концепции семейной политики Хабаровского края, в Программе намечена работа, направленная на повышение ответственности родителей за воспитание детей, создание условий для здорового образа жизни семьи, удовлетворения и развития духовных интересов и потребностей. Создан районный родительский комитет, председателем которого второй год является Федорова В.В. Ежегодно в течение шести лет проводятся районные родительские собрания, темы которых актуальны, например: "Семья и школа: экология души", "Воспитание толерантности", "Мы против насилия" и другие. Ежегодно обобщается лучший опыт семейного воспитания.
Традиционными стали в образовательных организациях соревнования с участием родителей "Мама, папа я - спортивная семья". В Оренбургском, Лермонтовском сельских поселениях, сельском поселении "Село Лончаково" соревнуются родители, школьники и учителя.
Организована работа школьных и классных родительских комитетов, советов отцов, школьных и классных родительских советов.
Новыми формами работы в данном направлении в период реализации Программы стали совместные семейные проекты по изучению генеалогии, семейных традиций, результатом чего явились исследовательские работы "Моя семья в годы войны", "Я помню, я горжусь", "История моей семьи".
Начиная с 2008 года в условиях реализации Программы во всех образовательных организациях созданы управляющие советы, которые позволяют родителям активно участвовать в жизни школы, детского сада.
Одним из направлений развития дополнительного образования, обозначенном в Программе "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года", была определена интеграция дополнительного и общего образования.
Совершенствуя интеграционные процессы, педагоги дополнительного образования исходят из понимания проблем, задач образовательных учреждений по воспитанию и личностному развитию детей, их самореализации и социальной адаптации. Объединение усилий всех служб социальной сферы, формирование мезосоциума, центром которого являются школы и учреждение дополнительного образования, моделирование воспитательных систем, адекватных национальным, региональным, культурным традициям края, района, активное сотрудничество со школами стали основными задачами, решаемыми в период действия этой Программы. Прежде всего, необходимо в организации профильного и предпрофильного образования школьников. Реализуемый базисный учебный план, дающий право образовательному учреждению организовать один или несколько профилей, а обучающимся выбрать профильные и элективные учебные предметы, создает предпосылки для организации работы. Подобная деятельность осуществляется учреждениями с МБОУ ДОД ДДТ шестой год. Спектр профилей расширяется.
В 2010 - 2013 году, выполняя мероприятия Программы "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года", открыта школа "Интеллект" для одаренных детей 8 - 9 классов по направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, правовое (70 человек). Наиболее продуктивным методом профильного обучения является проектная и исследовательская деятельность школьников, которая развивается как в условиях образовательных учреждений, так и на уровне учреждения дополнительного образования через работу педагогов-совместителей.
С целью улучшения качества услуг дополнительного образования в условиях интеграции с общим образованием в школе № 6 г. Бикина создана школа будущего педагога.
Важным результатом реализации Программы стала организация муниципальными организациями общего и дополнительного образования работы по профилактике правонарушений, показателями которой является снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних и количества учащихся, состоящих на учете в ОПДН. В 2013 году количество учащихся, состоящих на учете в ОПДН, - 39 человек.
В период реализации Программы была внедрена такая эффективная форма работы, как проведение совместных "круглых столов" с представителями ведомств, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, по вопросам взаимодействия. Уже в течение 3-х лет этот опыт позволяет оперативно организовать работу со школьниками.
Важное значение Программы состоит в определении стратегических направлений развития дополнительного образования при организации летнего отдыха детей. Ежегодно растет количество школьников, для которых организован летний отдых. Совершенствуются его формы: это и профильные объединения, и трудовые отряды, туристические экспедиции, летние школы, социальные практики и, конечно, пришкольные лагеря. За годы реализации Программы стали разнообразными смены в загородном лагере "Живем у границы", решен вопрос по трудоустройству в летний период детей из малообеспеченных семей.
Таким образом, мероприятия целевой Программы "Развитие системы дополнительного образования детей Бикинского муниципального района до 2015 года" позволили достичь целевых показателей:
- сохранена сеть учреждений дополнительного образования детей;
- осуществлена интеграция общего и дополнительного образования; произошло увеличение количества элективных курсов для старшеклассников (88 кружков и элективных курсов с общим охватом 1197 школьников, школа "Интеллект" - 70 человек);
- произошло укрепление материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей Бикинского муниципального района;
- вырос уровень удовлетворенности услугами дополнительного образования (89%);
- произошло повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей (100% охват педагогов курсовой подготовкой; 100% аттестованных педагогов);
- увеличился охват детей дополнительным образованием до 84% от общего количества обучающихся;
- увеличилось в 2 раза победителей и призеров олимпиад, конкурсов.
В течение 2010 - 2013 года финансовых средств из бюджета Бикинского муниципального района на выполнение мероприятий по данной программе не выделялось.


------------------------------------------------------------------