По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.09.2013 по делу N 33-4908 <В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в части неопределения в уставе города избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, и дополнительных условий реализации избирательного права отказано правомерно, так как система определена и соответствующие изменения в устав были зарегистрированы в органе юстиции, а определение дополнительных условий избирательного права не является обязанностью муниципального образования>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу № 33-4908

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В.Кустовой,
судей И.Г.Мороз, Д.В.Кулигина,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционному представлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Д.В.Кулигина, пояснения прокурора Е.В.Хромовой, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 7 статьи 5, части 5 статьи 22 Избирательного кодекса Хабаровского края, возложении обязанности по приведению Устава города в соответствие с действующим законодательством о выборах.
В обоснование заявленных требований прокурор города Комсомольска-на-Амуре указал, что в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определение результатов муниципальных выборов устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом Субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Между тем, нормами Устава избирательная система в соответствии с положениями части 3 статьи 23 указанного Федерального закона не определена. Частью 3 статьи 10 Устава городского округа установлено, что городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых сроком на пять лет на муниципальных выборах по смешанной системе. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования, что не соответствует указанной норме Федерального закона. Согласно части 7 статье 5 Избирательного кодекса Хабаровского края уставом муниципального образования определяются дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Согласно части 5 статьи 22 Избирательного кодекса Хабаровского края компетенция, полномочия и порядок деятельности комиссий муниципальных образований, окружных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом края, настоящим кодексом, иными законами края, уставами муниципальных образований. Указанные требования избирательного законодательства в Уставе не исполнены. Представление прокурора города от 8 февраля 2013 года, вынесенное по указанным основаниям отклонено на заседании Комсомольской-на-Амуре городской Думы 27 февраля 2013 года.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 мая 2013 года заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Комсомольской-на-Амуре городской Думы части 5 статьи 22 Избирательного кодекса Хабаровского края. Комсомольская-на-Амуре городская Дума обязана привести Устав муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре в соответствии с частью 5 статьи 22 Избирательного кодекса Хабаровского края. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор города Комсомольска-на-Амуре не согласен с решением суда в части неудовлетворенных требований и просит его изменить, ссылаясь на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права. Суд первой инстанции решение суда в части отсутствия бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не мотивировал.
В письменном возражении относительно доводов апелляционной жалобы представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы с доводами апелляционного представления не согласен.
Проверив законность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Статьей 13 Избирательного кодекса Хабаровского края предусмотрено, что число депутатских мандатов, подлежащих замещению в представительном органе муниципального образования, определяется уставом соответствующего муниципального образования.
Выборы депутатов представительного органа муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образованным на территории соответствующего муниципального образования, а также могут проводиться по пропорциональной системе закрытых списков по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования, или по смешанной избирательной системе, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются: часть - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а часть - по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 15 декабря 2012 года № 126 в абзац 1 пункта 3 статьи 10 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре (редакция по состоянию на 1 декабря 2012 года) внесены изменения, согласно которым Городская Дума состоит из 26 депутатов, избираемых сроком на пять лет на муниципальных выборах по смешанной системе. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Тринадцать депутатов городской Думы избираются по мажоритарной избирательной системе относительно большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования.
Данные изменения в Устав в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" прошли проверку органа юстиции на соответствие действующему законодательству, которым противоречий положений данного Устава нормам действующего законодательства выявлено не было, что подтверждается тем обстоятельством, что Устав был в установленном порядке зарегистрирован 15 января 2013 года.
Учитывая, что указанные изменения в Устав были зарегистрированы в органе юстиции до подачи прокурором заявления в суд, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неисполнению требований части 3 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
Пунктом 7 статьи 5 Избирательного кодекса Хабаровского края предусмотрено, что дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд, могут устанавливаться федеральным законом, Уставом края, законом края, уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд не установлены.
Принимая во внимание, что Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливает право, а не обязанность установления Уставом муниципального образования дополнительных условий реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый прокурором пункт 7 статьи 5 Избирательного кодекса Хабаровского края не противоречит федеральному закону.
Доводы апелляционного представления не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 7 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора города Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
И.Г.МОРОЗ
Д.В.КУЛИГИН


------------------------------------------------------------------