По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.04.2013 по делу N А73-563/2013 <В удовлетворении требования о признании недействительным акта органа местного самоуправления об отказе в предоставлении обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства отказано, поскольку достоверно не определены вид и назначение здания, которое планирует возвести общество в результате реконструкции>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу № А73-563/2013

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.04.2013.
Арбитражный суд в составе: судьи Сумина Д.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания У.В.Ю.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Детский развивающий центр "Ромашка" (ОГРН 1082721009172)
к Администрации города Хабаровска
о признании недействительным постановления от 18.12.2012 № 5247
третьи лица: В.Е.А., В.И.Н., К.А.В., Б.Э.П., М.Г.В., М.Л.П., Ш.Л.Г., Ш.О.Н., П.И.Ю., И.В.В.
при участии:
от заявителя: К.Т.Н. по доверенности от 09.01.2013, К.А.А. по доверенности от 08.02.2013
от Администрации города Хабаровска: не явились, извещены надлежащим образом
от Б.Э.П.: С.В.Н. по доверенности от 11.01.2012 № 27АА0470545
В.Е.А., В.И.Н., К.А.В. - лично
от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом

Суд

установил:

ООО "Детский развивающий центр "Ромашка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска (далее - Администрация) от 18.12.2012 № 5247 "Об отказе в предоставлении ООО "Детский развивающий центр "Ромашка" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства".
В судебном заседании представитель Общества поддерживает заявленные требования, указывая, что подготовленный эскиз объекта недвижимости "Апартаменты" не противоречит требованиям каких-либо технических регламентов, в связи с чем у Администрации не имелось основания для отказа в предоставлении Обществу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечила. Представлен отзыв, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
Граждане М.Г.В., В.И.Н., М.Л.П., Ш.Л.Г., Ш.О.Н., П.И.Ю., И.В.В., К.А.В., В.Е.А., Б.Э.П., являющиеся собственниками жилых помещений в доме по ул. Серышева, 34, вблизи которого расположен земельный участок, в связи с которым возник спор, рассматриваемый в настоящем деле, вступившие в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представили отзыв, согласно которому возражают против удовлетворения заявленных требований.
Явившиеся в судебное заседание третьи лица В.И.Н., К.А.В., В.Е.А. и представитель Б.Э.П. возражали против заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обществу на праве собственности принадлежат объект недвижимости: склад по адресу г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 181а, Лит. А, А1, а также земельный участок с кадастровым номером 27:23:0020349:61 площадью 359,1 кв.м. по тому же адресу с разрешенным использованием: под нежилое здание склада.
Право собственности Общества на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации.
Как следует из градостроительного плана указанного земельного участка, утвержденным распоряжением ДАСиЗ Администрации г. Хабаровска от 09.12.2011 № 374, он расположен в территориальной зоне Ц1-И.
В соответствии со ст. 11 Правил землепользования и застройки в г. Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, для указанной зоны установлены минимальный размер земельного участка для строительства и реконструкции, равный 800 кв. м, и максимальный процент застройки земельного участка - 40%. Те же сведения указаны и в градостроительном плане земельного участка.
Принадлежащий Обществу земельный участок, сформированный и предназначенный для использования под существующий подземный склад, имеет площадь 359,1 кв. м, что более чем в 2 раза меньше минимального размера участка для строительства или реконструкции объекта капитального строительства.
Общество, имея намерение осуществить реконструкцию имеющегося у него склада, являющегося одноэтажным подземным объектом, путем возведения пятиэтажного здания "Апартаменты по ул. Волочаевской", обратилось в Администрацию за получением разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объектов капитального строительства путем увеличения процента застройки земельного участка до 60%.
Администрацией назначены и 22.11.2012 проведены публичные слушания, по итогам которых комиссией подготовлено и в газете "Хабаровские вести" от 07.12.2012 опубликовано заключение с предложением отказать Обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции указанного объекта капитального строительства (склада).
Постановлением Администрации от 18.12.2012 № 5247 Обществу отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции указанного объекта капитального строительства (склада).
Посчитав названное постановление незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Пунктом 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи Кодекса отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.
Пунктами 4 - 6 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Смысл процедуры публичных слушаний при решении указанного вопроса определен Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О.
Как установлено Конституционным Судом РФ, исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).
Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2 ГрК РФ).
Российская Федерация призвана создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия, их целостности и обеспечения благоустройства, приспособления и улучшения использования, и гарантировать реализацию гражданами права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни, а также права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которая определяется Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 1) не только как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, но и как совокупность антропогенных объектов, т.е. объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов. Тем самым требования об охране окружающей среды, предполагающей в числе прочего предотвращение негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, применимы и к городской среде.
Как следует из протокола публичных слушаний и подтверждено в судебном заседании представителем Общества, ни одного предложения поддержать предложение Общества о предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства не поступило. Все участники публичных слушаний высказались против такого разрешения, в связи с чем членами комиссии принято единогласное решение рекомендовать мэру г. Хабаровска отказать Обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
Вопреки утверждению Общества, соблюдение требований технических регламентов само по себе не является единственным и достаточным основанием для разрешения отклонения от отдельных параметров реконструкции.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", утверждение правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений относятся к вопросам местного значения поселения.
Положения ст. 40 ГрК РФ в их системном толковании с учетом приведенного выше установленного Конституционным Судом РФ смысла норм о проведении публичных слушаний предполагают по существу право органа местного самоуправления в порядке исключения и применительно к отдельным земельным участкам разрешить их правообладателям нарушить положения нормативов градостроительного проектирования при выполнении одновременно двух условий: соблюдение требований технических регламентов и одобрение такого разрешения гражданами, проживающими на соответствующей территории.
Из указанных положений ГрК РФ следует, что именно рекомендации, подготовленные по результатам публичных слушаний, являются тем документом, на основании которого органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В силу п. 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением Администрации от 13.05.2011 № 1336, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, может быть отказано в случае, если предоставление разрешения влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений.
Соответственно принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречило бы взаимосвязанным положениям ст. 40 ГрК РФ с учетом их смысла, выявленного Конституционным Судом РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Обществом постановление Администрации об отказе в предоставлении ему разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства не противоречит приведенным положениям градостроительного законодательства, в связи с чем основания для признания его недействительным отсутствуют.
Кроме того, в представленном Обществом в суд эскизе отсутствуют какие-либо технические характеристики объекта, который Общество предполагает получить в результате реконструкции имеющегося у него подземного склада. Проектная документация, как пояснил суду представитель Общества, еще не разработана.
Более того, достоверно не определены вид и назначение здания, которое планирует возвести Общество в результате реконструкции подземного склада. Согласно эскизному проекту, здание имеет наименование "апартаменты", что позволяет отнести его к жилому фонду. Как следует из протокола публичных слушаний, представитель Общества, принимавший в них участие, указал, что планируется возведение административного здания. Из содержания поданного Обществом в суд заявления при этом следует, что спорный объект будет являться гостиницей.
При этом, как пояснил суду представитель заявителя, как изображенный в эскизном проекте внешний вид объекта и прилегающей к нему территории с элементами благоустройства, так и наименование объекта носят исключительно предварительный характер.
При таких обстоятельствах не представляется возможным определить, какие именно технические регламенты подлежат применению к рассматриваемым отношениям, а следовательно, и решить вопрос о соответствии предполагаемого к возведению объекта их требованиям.
Учитывая изложенное, доводы лиц, участвующих в деле, о наличии либо отсутствии каких-либо нарушений технических регламентов не имеют какого-либо существенного значения, так как основаны на предположениях, не подтвержденных какими-либо доказательствами и не влияют на результат рассмотрения настоящего дела с учетом изложенного выше.
Поскольку заявленные требования оставлены судом без удовлетворения, понесенные Обществом судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, относятся на него в силу ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований ООО "Детский развивающий центр "Ромашка" о признании недействительным постановления Администрации города Хабаровска от 18.12.2012 № 5247 "Об отказе в предоставлении ООО "Детский развивающий центр "Ромашка" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства" отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Д.Ю.СУМИН


------------------------------------------------------------------