По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Хабаровского УФАС России от 22.05.2013 N 9 <О нарушении организацией, предоставляющей услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, антимонопольного законодательства, выразившемся в применении не предусмотренного законодательством коэффициента уплотнения к фактическому объему бытовых отходов, размещаемых на полигоне>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. № 9

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 мая 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ООО "А", МУП г. Хабаровска "С", рассмотрев дело № 3-1/235 по признакам нарушения МУП г. Хабаровска "С" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО "А" на действия Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "С" (далее - МУП "С"), выразившиеся в применении не предусмотренного действующим законодательством коэффициента уплотнения к фактическому объему бытовых отходов, размещаемых на полигоне в районе им. Лазо.
В результате рассмотрения заявления ООО "А" Хабаровским УФАС России установлено следующее.
МУП "С" включено в "Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" по виду услуг - услуги по вывозу и захоронению на полигонах твердых отходов с долей более 65% (приказы Хабаровского УФАС России от 28.03.1996 № 18-П, 24.03.2003 № 39-П, 28.11.2006 № 136-П).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из заявления ООО "А" от 19.09.2012 исх. № 1221 и пояснений от 17.12.2012 исх. № 1711, ООО "А" осуществляет сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате жизнедеятельности населения, в рамках договора от 18.08.2012 с управляющей компанией ООО "В".
Вывоз ТБО ООО "А" осуществляет мусоровозом КО-440-5 (государственный номер <...>), приобретенным ООО "А" по договору купли-продажи № 190-12/К от 31.07.2012, договору финансовой аренды (лизинга) № 180п-12/Л на полигон ТБО в районе имени Лазо.
В соответствии с пунктом 3.1.2 руководства по эксплуатации мусоровоза КО-440-5 (КО-440-6, КО-440-7, КО-440-8), изданного ОАО "А", мусоровозы КО-440-5 и КО-440-3 имеют вместимость кузова не более 22 куб. м. Указанные мусоровозы оборудованы гидравлическим прессом (пресс-плитой), позволяющим уплотнять загружаемые в мусоровоз ТБО.
В пункте 3.1.4 руководства по эксплуатации указано, что коэффициент уплотнения мусора находится в пределах от 1,5 до 6,0 (в зависимости от объемной массы отходов).
Договор на захоронение (утилизацию) ТБО между ООО "А" и МУП "С" в письменной форме не заключен, сдача ТБО для захоронения (утилизации) на полигон в районе им. Лазо осуществляется ООО "А" по талонам, приобретенным в кассе МУП "С".
В соответствии с представленными ООО "А" контрольными талонами, путевыми листами и реестром количества сданных на утилизацию ТБО (со штампами МУП "С") с 05 сентября 2012 года объем привезенных и сданных на захоронение (утилизацию) ТБО исчислялся из размера 66 куб. м за один рейс мусоровоза (в соответствии с представленными реестрами мусоровоз ООО "А" совершал два рейса ежедневно).
30 августа 2012 года ООО "А" направило в адрес МУП "С" (вх. № 1318) запрос с просьбой разъяснить, применяется ли МУП "С" коэффициент уплотнения мусора к спецавтомобилю "Мусоровоз" государственный номер <...> с вместимостью кузова 22 куб. м и на основании чего работниками МУП "С" истребуются талоны в счет оплаты на захоронение (утилизацию) ТБО не исходя из объема кузова транспорта (22 куб. м), а исходя из 88 куб. м. В соответствии с пояснениями ООО "А" ответа на указанный запрос от МУП "С" не поступило.
19 декабря 2012 года Хабаровским УФАС России по обращению ООО "А" было возбуждено дело № 3-1/235 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ Хабаровского УФАС России № 973).
В ходе рассмотрения дела № 3-1/235 о нарушении антимонопольного Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы).
Согласно пунктам 5 и 6 Основ в систему регулируемых тарифов и надбавок входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение. К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.
Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 3-1/235 установлено, что тариф на утилизацию (захоронение) ТБО утвержден Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ и пунктом 8 Основ ценообразования.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.11.2011 № 43/32 установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на полигоне в районе имени Лазо для МУП "С" на 2012 год, с календарной разбивкой, в размере: с 01.01.2012 по 30.06.2012:
- 100,93 руб. за 1 куб. м (без НДС);
- 119,10 руб. за 1 куб. м (с НДС) - для населения.
С 01.07.2012 по 31.12.2012:
- 100,93 руб. за 1 куб. м (без НДС);
- 119,10 руб. за 1 куб. м (с НДС) - для населения.
Согласно пояснениям Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (письмо от 02.04.2012 № 3-2-9/1005) тариф на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливался на 2012 год из расчета за 1 куб. м, без учета плотности подлежащих утилизации отходов. Кроме того, как пояснил Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края письмом от 02.05.2012 № 3-2-9/1379, нормативные документы по определению плотности ТБО отсутствуют.
Таким образом, составляющими данного тарифа являются объем (в куб. м) и стоимость одного куб. м (100,93 рубля без НДС), такие показатели, как масса и плотность утилизируемых ТБО, при утверждении тарифа Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не учитывались.
Как пояснило в ходе рассмотрения дела № 3-1/235 МУП "С" (письмо от 28.01.2013 исх. № 175) измерения объемов ТБО, сдаваемых организациями на захоронение (утилизацию) в период с сентября по декабрь 2012 года, привозимых на полигон на специализированных мусоровозах, осуществлялись путем экспериментальных замеров, произведенных нормировщиком предприятия МУП "С". Нормативных актов, предусматривающих применение данного вида замеров, не имеется.
МУП "С" также представлено письмо (от 18.09.2012 исх. № 1076-1), направленное в ответ на запрос ООО "А" от 30.08.2012 (вх. № 1318). В соответствии с указанным письмом МУП "С" информирует ООО "А" о том, что при заключении договора на утилизацию (захоронение) ТБО объем принятых ТБО будет учитываться с применением коэффициента уплотнения, в соответствии с техническими характеристиками транспортного средства и экспериментальными замерами, произведенными нормировщиком предприятия МУП "С" (в связи с установлением тарифа за 1 куб. м до уплотнения).
Также письмом от 06.03.2013 (исх. № 413) МУП "С" пояснило, что в период с сентября по декабрь 2012 года включительно при определении коэффициента уплотнения ТБО для специализированных мусоровозов использовались технические характеристики транспортного средства, указанные в "Руководстве по эксплуатации" транспортного средства.
Вместе с тем в дальнейшем письме от 10.04.2012 (исх. № 482) МУП "С" указало, что при приеме ТБО, привозимых на утилизацию на полигон ТБО в районе им. Лазо на специализированных мусоровозах, коэффициент уплотнения не применялся, объем принятых ТБО определялся на основании данных экспериментальных замеров, произведенных комиссией предприятия.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/235 о нарушении антимонопольного законодательства МУП "С" были представлены акты проведения хронометражных замеров объема ТБО, входящих в кузов автомобиля мусоровоз марки КО-440-5 на шасси КАМАЗ-65115 (от 24.06.2011) и мусоровоз марки МАЗ 5337 МКМ-35 (от 01.09.2009).
В соответствии с указанными актами:
- в результате 1 рейса работы автомобиля мусоровоза марки КО-440-5 вместимостью кузова 22 куб. м в кузов мусоровоза загружено 111 контейнеров-мусоросборников объемом 0,60 куб. м (111 контейнер X 0,60 куб. м = 66,60 куб. м);
- в результате 1 рейса работы автомобиля мусоровоза марки МАЗ 5337 МКМ-35 вместимостью кузова 18 куб. м в кузов мусоровоза загружен 61 контейнер - мусоросборник объемом 0,75 куб. м (61 контейнер X 0,75 куб. м = 45,75 куб. м).
Вместе с тем указанные акты не могут быть приняты Хабаровским УФАС России в связи с тем, что:
- указанные акты составлялись и подписаны только сотрудниками МУП "С";
- величины, полученные в результате указанных экспериментальных замеров, не отражают фактический объем сдаваемых на утилизацию (захоронение) ТБО, так как учитывают плотность конкретных ТБО, сбор которых осуществлялся при экспериментальных замерах.
Таким образом, факт применения МУП "С" при определении объема подлежащих утилизации ТБО, привозимых на полигон мусоровозами, оборудованными пресс-плитой, коэффициента уплотнения как технической характеристики мусоровоза при рассмотрении дела № 3-1/235 Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено.
При этом при определении объема подлежащих утилизации ТБО, привозимых на полигон мусоровозами, оборудованными пресс-плитой, МУП "С" применяло величину, полученную в результате экспериментальных замеров и учитывающую плотность ТБО.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, стоимость услуг, оказываемых МУП "С", рассчитывалась не путем умножения объема фактически сданного на утилизацию (захоронение) ТБО на тариф, утвержденный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а путем умножения некой величины, полученной МУП "С" в результате экспериментальных замеров (в три раза превышающей объем кузова мусоровоза согласно техническим характеристикам мусоровоза), на соответствующий тариф.
Указанный факт подтверждается представленными ООО "А" контрольными талонами за период с сентября по декабрь 2012 года, реестрами количества сданных на утилизацию ТБО (со штампами МУП "С") и не отрицается МУП "С".
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года МУП "С" рассчитывало сдаваемые ООО "А" на утилизацию (захоронение) ТБО, привозимые на мусоровозе марки КО-440-5 вместимостью кузова 22 куб. м с учетом уплотнения ТБО в мусоровозе (полученный в результате экспериментальных замеров коэффициент уплотнения ТБО равен трем: 66 куб. м (объем ТБО, полученный в результате экспериментальных замеров) /22 куб. м (объем кузова мусоровоза) = 3).
При этом плотность ТБО влияет только на массу перевозимого груза и не влияет на объем загружаемых в транспортное средство ТБО (объем кузова остается неизменным).
Таким образом, в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года включительно ООО "А" оплачивало не фактический объем ТБО, а объем ТБО, рассчитанный МУП "С" с учетом плотности ТБО, не предусмотренной тарифом, установленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края или иным нормативным правовым актом.
Действия МУП "С", выразившиеся в применении при расчете объема подлежащих утилизации ТБО величины, полученной в результате экспериментальных замеров и учитывающей плотность ТБО, приводят к ущемлению интересов ООО "А", так как согласно утвержденному тарифу на захоронение (утилизацию) ТБО на 2012 год не учитываются масса ТБО, их плотность. В результате применения указанной величины объем сдаваемых ООО "А" на утилизацию (захоронение) ТБО был увеличен, что привело к дополнительным расходам ООО "А".
Комиссия Хабаровского УФАС России считает, что указанные действия МУП "С" нарушают часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона "О защите конкуренции" и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/235 о нарушении антимонопольного законодательства МУП "С" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий МУП "С", также установлено не было.
В связи с изложенным Комиссией установлено, что действия МУП "С" по применению при расчете объема подлежащих утилизации ТБО величины, полученной в результате экспериментальных замеров с учетом плотности ТБО, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" и приводят к ущемлению интересов ООО "А" при осуществлении предпринимательской деятельности.
Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности свидетельствует о пренебрежительном отношении МУП "С" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по вывозу и захоронению на полигонах твердых отходов, имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МУП "С".
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/33 "Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигоне в районе имени Лазо для муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" установлены тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО на полигоне в районе имени Лазо для МУП "С" в размере:
С 01.01.2013 по 30.06.2013:
- 100,93 руб. за 1 куб. м до уплотнения (без (НДС);
- 119,10 руб. за 1 куб. м до уплотнения (с НДС) - для населения.
С 01.07.2013 по 31.12.2013:
- 104,57 руб. за 1 куб. м до уплотнения (без НДС);
- 123,39 руб. за 1 куб. м до уплотнения (с НДС) - для населения.
С 01.01.2013 по 30.06.2013:
- 857,15 руб. за 1 тонну (без (НДС);
- 1011,44 руб. за 1 тонну (с НДС) - для населения.
С 01.07.2013 по 31.12.2013:
- 888,07 руб. за 1 тонну (без НДС);
- 1047,92 руб. за 1 тонну (с НДС) - для населения.
В соответствии с документами, представленными ООО "А", с января 2013 года стоимость услуг за утилизацию (захоронение) ТБО рассчитывается из расчета платы за 1 тонну. Как пояснило ООО "А", в настоящее время оплата услуг по утилизации (захоронению) ТБО осуществляется из расчета платы за 1 тонну, что позволяет точно определить объем оказанных МУП "С" услуг и полностью соответствует интересам ООО "А".
Вместе с тем с учетом того, что тариф, утвержденный постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/33, также содержит возможность расчета платы за утилизацию (захоронение) ТБО из расчета за 1 куб. м, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 1, статьей 23 Закона "О защите конкуренции", в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности считает необходимым выдать МУП "С" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "С" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий по применению в сентябре - декабре 2012 года при расчете объема подлежащих утилизации (захоронению) ТБО величины, полученной в результате экспериментальных замеров и учитывающей плотность ТБО, что привело к ущемлению интересов ООО "А".
2. Выдать Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "С" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии:
Н.Б.Костромеев

Члены Комиссии:
Л.А.Ильченко
Е.В.Григорьева

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 22 мая 2013 г. № 4


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения № 9 от 22.05.2013 по делу № 3-1/235 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием г. Хабаровска "С" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "С" с момента получения настоящего предписания не допускать действий, подобных действиям, признанным решением Управления Федеральной антимонопольной службы от 22.05.2013 № 9 нарушающими антимонопольное законодательство.
2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "С" при расчете платы за услуги по утилизации (захоронению) ТБО исходя из установленного постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012 № 37/33 тарифа за 1 куб. м учитывать фактический объем сдаваемых на утилизацию (захоронение) ТБО.
3. Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "С" в срок до 24 июня 2013 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.

Председатель Комиссии:
Н.Б.Костромеев

Члены Комиссии:
Л.А.Ильченко
Е.В.Григорьева

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------