По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 28.01.2013 N 3 "О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. N 15 "Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 28 января 2013 г. № 3

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 12 МАЯ 2012 Г. № 15
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ И ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ
ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Внести изменения в Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденную приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. № 15 "Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Внести изменения в Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденный приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. № 15 "Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", изложив его в новой редакции (прилагается).
3. Управлению опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей (Жигарева Т.В.):
3.1. В 7-дневный срок после принятия настоящего приказа направить его в прокуратуру Хабаровского края и Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области для проведения правовой экспертизы и включения в федеральный регистр нормативных правовых актов.
3.2. После получения письма Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о соответствии настоящего приказа федеральному законодательству и регистрации его в территориальном органе Минюста России с указанием даты и номера регистрации направить настоящий приказ для опубликования в Собрании законодательства Хабаровского края и размещения на официальном сайте министерства.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - начальника управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей Жигареву Т.В.

Заместитель Председателя
Правительства края - министр
А.А.Базилевский





УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 12 мая 2012 г. № 15

(в редакции приказа
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 28 января 2013 г. № 3)

ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители).
1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители (далее - подготовка) проводится по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом министерства образования и науки Хабаровского края (далее - Программа), в количестве 70 академических часов.
1.3. Подготовка осуществляется территориальным структурным подразделением опеки и попечительства министерства образования и науки Хабаровского края (далее - территориальное подразделение опеки и попечительства) или образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители на основании договора с органом опеки и попечительства (далее - Организации).
1.4. Действие настоящего Порядка распространяется на кандидатов в приемные родители - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Хабаровского края и желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и не прошедших соответствующую подготовку на территории государства, в котором они постоянного проживают, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживающего на территории Хабаровского края, а также территориальные подразделения опеки и попечительства и Организации.
1.5. Подготовка является обязательной для всех граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Исключение предусмотрено для следующих категорий граждан:
- для лиц, желающих усыновить детей, являющихся их отчимами (мачехами);
- для лиц, желающих усыновить детей, стать их опекунами или попечителями, принять детей на воспитание в приемную семью, являющихся близкими родственниками детей, оставшихся без попечения родителей;
- для лиц, желающих усыновить ребенка, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;
- для лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей на воспитание в приемную семью, которые являются или являлись опекунами или попечителями детей, и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Указанные граждане могут пройти подготовку по своему желанию.
1.6. Финансирование расходов, связанных с подготовкой, осуществляется за счет средств краевого бюджета.

2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители

2.1. Подготовка проводится при обращении кандидатов в приемные родители непосредственно в Организацию или по направлению территориального подразделения опеки и попечительства.
2.2. Кандидаты в приемные родители вправе обратиться в любую Организацию, расположенную на территории Хабаровского края.
Кандидаты в приемные родители, обратившиеся в Организацию для прохождения подготовки, предъявляют документ, удостоверяющий личность, и подают заявление по форме приложения № 1 к настоящему Порядку.
2.3. Подготовка проводится на безвозмездной основе.
2.4. Кандидаты в приемные родители, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку, обращаются в Организацию с переводчиком.
2.5. Подготовка кандидатов в приемные родители организуется в течение одного месяца после подачи ими заявления о приеме на подготовку.
2.6. Длительность подготовки составляет не более двух месяцев. При проведении занятий по подготовке необходимо предусмотреть возможность прохождения подготовки в вечернее время и в выходные дни.
2.7. Подготовка проводится в группе, численность которой не должна превышать 20 человек, также подготовка может проводиться индивидуально.
2.8. Подготовка в очной форме проводится в городских округах: "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре".
2.9. Подготовка в очно-заочной (вечерней) форме проводится в муниципальных районах Хабаровского края, практические занятия (тренинги), итоговая аттестация проводятся по очной форме.
При проведении подготовки в очно-заочной (вечерней) форме могут использоваться дистанционные методы: веб-занятия, индивидуальные консультации с использованием сети "Интернет", выдача кандидатам в приемные родители компакт-дисков с разработанными темами Программы подготовки и практикумами для самостоятельной работы, тестовые задания.
2.10. Подготовка считается пройденной кандидатами в приемные родители при освоении объема Программы не менее 90 процентов.
2.11. Итоговая аттестация по результатам подготовки проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.12. После прохождения итоговой аттестации кандидату в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. № 623. Срок действия свидетельства не ограничен.
2.13. В случае утери свидетельства либо непригодности его для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения кандидат в приемные родители, прошедший подготовку, имеет право обратиться с заявлением в Организацию, в которой он проходил подготовку, для получения дубликата свидетельства.
2.14. Организация или территориальное подразделение опеки и попечительства, проводящие подготовку:
2.14.1. Ведут учет первичного обращения кандидатов в приемные родители в журнале по форме приложения № 2 к настоящему Порядку.
2.14.2. Ведут регистрацию заявлений на прохождение подготовки в журнале по форме приложения № 3 к настоящему Порядку.
2.14.3. Определяют даты и время проведения подготовки.
2.14.4. Проводят подготовку в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний в соответствии с Программой.
Организация передает в течение трех дней после начала подготовки списки кандидатов в приемные родители, принятых на подготовку в территориальное подразделение опеки и попечительства.
К проведению подготовки Организацией могут быть привлечены педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы, медицинские работники, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с приемными семьями, владеющие навыками обучения взрослых, кроме того, могут быть привлечены приемные родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.14.5. Проводят диагностику и психологическое обследование кандидатов в приемные родители и их семей для оценки психологической готовности к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с их согласия.
2.14.6. Формируют на каждого кандидата в приемные родители личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
2.14.7. Ведут учет посещаемости кандидатами в приемные родители занятий по подготовке в журнале по форме приложения № 4 к настоящему Порядку.
2.14.8. Составляют в двух экземплярах документ "Выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в приемные родители и его семьи" (далее - Выводы и рекомендации) по форме приложения № 5 к настоящему Порядку.
Один экземпляр Выводов и рекомендаций Организация в течение семи дней после окончания подготовки предоставляет в территориальное подразделение опеки и попечительства, предварительно ознакомив кандидата в приемные родители с содержанием. Второй экземпляр - приобщает к материалам личного дела кандидата в приемные родители.
2.14.9. Выдают свидетельство кандидату в приемные родители по результатам итоговой аттестации.
2.14.10. Осуществляют учет выданных свидетельств в журнале по форме, указанной в приложении № 6 к настоящему Порядку.
2.14.11. Обеспечивают защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.14.12. Организация ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет информацию о результатах подготовки в территориальное подразделение опеки и попечительства и краевой методический центр по организации подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей.
2.15. Территориальное подразделение опеки и попечительства:
2.15.1. Выдает кандидатам в приемные родители направление в Организацию на прохождение подготовки.
2.15.2. Знакомит кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в рамках Программы.
2.15.3. Направляет в течение пяти дней в Организацию информацию о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью кандидата в приемные родители, прошедшего подготовку.
2.15.4. Принимает к сведению Выводы и рекомендации при выдаче заключения о его возможности (невозможности) быть опекуном, попечителем, усыновителем.

Заместитель министра - начальник
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
Т.В.Жигарева





Приложение № 1
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

Руководителю территориального
структурного подразделения опеки и
попечительства/руководителю организации,
осуществляющей полномочия по подбору и
подготовке кандидатов в замещающие
родители
_____________________________________
(наименование организации/
территориального структурного
подразделения опеки и попечительства)
_____________________________________
(Ф.И.О. руководителя)
от __________________________________
(Ф.И.О. гражданина)

ЗАЯВЛЕНИЕ
гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Я, ________________________________________________________________________
(ФИО)
гражданство _______________________, документ, удостоверяющий личность
___________________________________________________________________________
(когда и кем выдан)
__________________________________________________________________________,
проживающий по адресу ____________________________________________________,
прошу принять меня на подготовку лиц, выразивших желание стать опекунами
или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся
без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных
семейным законодательством Российской Федерации формах.
Согласен (не согласен) на проведение психологического тестирования, на
обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в
настоящем заявлении и в представленных мною документах.
С содержанием программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ознакомлен.

Контактный телефон: ________________________________.
Электронная почта: ____________________________________.
Подпись ____________________
"______" ______________ 20__ г.





Приложение № 2
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ
первичного обращения кандидатов в приемные родители


№ Дата Форма ФИО Дата Адрес Телефон, Статус Цель Реквизиты Специалист
п/п обращения обращения кандидата рождения электронный обращения направления (ФИО,
(контактная/ адрес роспись)
дистанционная)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1.

2.






Приложение № 3
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ
регистрации заявлений кандидатов в приемные
родители, желающих пройти подготовку

Начат: ___________
Окончен: __________


№ Дата подачи ФИО Информация о кандидате Специалист, Подпись
п/п заявления кандидата (адрес, контактный принявший кандидата
телефон) заявление

1 2 3 4 5 6

1.

2.






Приложение № 4
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ
реализации программы подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей, учета посещений

Начат: ____________
Окончен: __________


№ ФИО Дата посещения занятия Дата и тема проведения занятия Специалисты,
п/п кандидатов проводившие
занятие

1.

2.






Приложение № 5
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам подготовки, диагностики и психологического
обследования кандидата в приемные родители и его семьи

Настоящие выводы и рекомендации подготовлены и даны гр.
___________________________________________________________________________
по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования
кандидата в приемные родители (далее - кандидата) и его семьи, прошедшему
подготовку на курсах в период с _____ по ______ 20___ года в
____________________________________________________________________
(наименование организации)
В соответствии с приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. № 15 "Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" были проведены семинарские занятия, лекции, тренинги, индивидуальные консультации, собеседования.
Гр. _________________________________________________ прошел подготовку с членами своей семьи ____________________________________
В ходе обследования были использованы следующие диагностические методы и методики:_________________________________________________

I. Социальная характеристика приемной семьи
История семьи, в которой воспитывался кандидат. История семьи, где воспитывался супруг/супруга кандидата.
История создания собственной семьи.
Состав семьи на данный момент (возрастной, количественный, родственники, проживающие совместно с семьей кандидата).
Условия жизни семьи: удаленность от инфраструктуры услуг населению, близость к детским садам, школам, поликлиникам, материально-бытовые условия семьи, занятость, доход.
Социальное окружение семьи.
Отношение родственников к приему ребенка на воспитание в семью.

II. Психолого-педагогическая характеристика приемной семьи
1. Мотивы принятия ребенка на воспитание в семью (озвученные кандидатом).
2. Описание семейной системы:
- стиль семейных отношений: авторитарный, демократический, попустительский, кто лидер, распределение ролей, характер связей между членами семьи: позитивные и негативные, прочные и непрочные, амбивалентность;
- гибкость семейной системы (готовность к сотрудничеству и изменению, согласованность действий, сотрудничество внутри семьи, открытость);
- устойчивость семейной системы;
- семейные стереотипы (усыновления, многодетность);
- семейные коалиции;
- принятые в семье формы воспитания (в т.ч. поощрения и наказания);
- опыт воспитания собственных детей;
- совместная деятельность в свободное время, увлечения, хобби;
- зоны возможных конфликтов;
- ресурсы и сильные стороны (свободное время, опыт воспитания, поддержка родственников, личностные качества и т.д.).
3. Личностные качества кандидатов


Критерии Описание

Характерологические Акцентуации, темперамент
особенности

Эмоционально-волевые качества Стрессоустойчивость, ригидность/гибкость

Самооценка.
Отношение к себе

Интеллектуальные особенности Познавательные, психические процессы (при
необходимости)


4. Ожидания от приема ребенка на воспитание в семью.
5. Отношение к биологическим родителям, тайне усыновления. Отношение к прошлому опыту ребенка, оставшегося без попечения родителей.
6. Общий эмоциональный фон кандидата и членов его семьи на момент обследования.

III. Выводы по результатам обследования
Особенности семьи, которые следует принимать во внимание при передаче ребенка на воспитание (резюме по предыдущему + дополнения)
1. Преимущества (+) ___________ _________________________________
2. Ограничения (-)
___________________________________________________________________________
Окончательные выводы и прогноз по итогам обследования
По итогам обследования установлено, что гр. _____________________ может принять ребенка на воспитание в семью с нижеприведенными рекомендациями
__________________________________________________________________
Руководитель ______________________________________________________________
подпись ФИО
Педагог-психолог __________________________________________________________
подпись ФИО
Социальный педагог ________________________________________________________
подпись ФИО
С выводами и рекомендациями ознакомлен (а) ________________________________
подпись ФИО





Приложение № 6
к Порядку
подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей

ЖУРНАЛ
регистрации выдачи свидетельств о прохождении подготовки
лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей


№ Фамилия, имя, Место Период Реквизиты Дата выдачи Подпись ФИО и подпись Примечание
п/п отчество проживания прохождения свидетельства свидетельства кандидата лица,
кандидата (регистрации) подготовки (N, дата) выдавшего
кандидата свидетельство

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1.

2.






УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 12 мая 2012 г. № 15

(в редакции приказа
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 28 января 2013 г. № 3)

ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ
СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

Настоящая Программа является документом, направленным для решения на региональном уровне проблем, связанных с подготовкой лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку или попечительство), создать приемную семью (далее соответственно - Программа, кандидаты в приемные родители, приемные родители, приемная семья).
Цель программы: создать условия для реализации подготовки кандидатов в приемные родители по юридическим, медицинским, социально-психологическим и педагогическим вопросам.
Задачи программы:
- подготовка кандидатов в приемные родители к приему на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- содействовать устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи.

2. Учебно-тематический план


Номер и тема занятия Раздел программы Количество академических часов
<*>

Всего В том числе

теоретические практические

1 2 3 4 5

1. Введение в курс Введение в курс 9 3,5 5,5
подготовки кандидатов в подготовки
приемные родители кандидатов в
приемные
родители.
Представление о
потребностях
развития
приемного
ребенка и
необходимых
компетенциях
приемных
родителей.
Понятие о
мотивации
приемных
родителей

2. Основы 2 2 0
Организационно-правовые законодательства
основы создания и Российской
функционирования в Федерации об
приемные семьи устройстве
детей,
оставшихся без
попечения
родителей, на
воспитание в
семьи граждан

3. Представление о Роль семьи в 9 2 7
семье как о обеспечении
развивающейся системе потребностей
развития и
реабилитации
ребенка,
оставшегося без
попечения
родителей

4. Развитие ребенка, Этапы развития 9 2 7
оставшегося без ребенка.
попечения родителей Диспропорции
развития
ребенка,
оставшегося без
попечения
родителей.
Последствия от
разрыва с
кровной семьей
для развития
ребенка,
оставшегося без
попечения
родителей

5. Семья с приемным Адаптация 9 2 7
ребенком приемного
ребенка и
приемной семьи

6. Воспитание приемного "Трудное" 9 2 7
ребенка поведение
приемного
ребенка, навыки
управления
"трудным"
поведением

7. Особенности полового Особенности 9 2 7
воспитания приемного полового
ребенка воспитания
приемного
ребенка

8. Жестокое обращение с Особенности 9 2 7
ребенком. Семья как развития и
реабилитирующий фактор поведения
для ребенка, ребенка,
оставшегося без оставшегося без
попечения родителей попечения
родителей,
подвергшегося
жестокому
обращению.
Обеспечение
безопасности
ребенка. Меры по
предотвращению
рисков жестокого
обращения и
причинение вреда
здоровью ребенка

9. Подведение итогов Взаимодействие 5 1,5 3,5
подготовки кандидатов приемной семьи с
организациями,
предоставляющими
услуги детям и
семьям.
Подведение
итогов освоения
подготовки
кандидатов в
приемные
родители

ИТОГО: 70 19 51


--------------------------------
<*> 1 академический час - 45 минут.

3. Темы разделов Программы

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители
Содержание, цели, задачи и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители.
Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

Раздел 4. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила
Паттерны семейного взаимодействия. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
Проблема подбора семьи и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Раздел 5. Этапы развития ребенка. Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Диспропорции развития ребенка, оставшегося без попечения родителей; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

Раздел 6. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичности как основе благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 7. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 8. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.
Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в воспитании поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности в общении, облегчающие состояния напряжения и снятия тревоги (техники эмоциональной саморегуляции). Разрешение конфликтов.
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуального поведения.
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности (сексуализированное поведение).
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Раздел 10. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Дихотомия "жертва-агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 11. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения Программы подготовки кандидатов в приемные родители. Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление их готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные
родители, успешно освоивших Программу

4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении подготовки должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке кандидатов в приемные родители, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- права и обязанности приемных родителей как в отношении приемного ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности "проживания" горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах "проживания" горя;
- особенности протекания периода адаптации приемного ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания приемного ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье приемного ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении приемного ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Заместитель министра - начальник
управления опеки и попечительства,
защиты прав и интересов детей
Т.В.Жигарева


------------------------------------------------------------------