По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.01.2013 по делу N А73-5447/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.04.2012 N 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2013 г. по делу № А73-5447/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.01.2013. Решение в полном объеме изготовлено 28.01.2013.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Леонова Д.В.,
судей Луговой И.М., Манника С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "НИК" (680502, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, пер. Гаражный, 3, ОГРН 1072720001771)
о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.04.2012 № 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе"
при участии вступившего в дело Прокурора Хабаровского края
при участии в судебном заседании:
от Общества: генеральный директор К.Н.; К.И. представитель по доверенности от 17.12.2012; Ф.О. представитель по доверенности от 14.12.2012;
от Комитета по ценам и тарифам: главный специалист К.А. по доверенности № 3022 от 09.01.2013; начальник отдела регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса Ш.О. № 3-1-4/2568 от 15.08.2012; начальник отдела правовой работы Г.Е. по доверенности № 2451 от 06.08.2012;
от Прокурора Хабаровского края: И.Н. по доверенности № 8-6-2013 от 10.01.2013, с/у ТО № 126597 от 22.11.2012.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НИК" (далее - ООО "НИК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ, в соответствии с требованием которого просило признать недействующими пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитете) от 11.04.2012 № 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе".
Решением суда от 21.08.2012 пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 оспариваемого Постановления Комитета признаны не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", и недействующими.
Постановлением от 08.11.2012 № Ф03-4948/2012 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа решение суда от 21.08.2012 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении представители заявителя настаивали на несоответствии оспариваемого нормативного правового акта подпункту 4 пункта 24 Раздела IV Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, а также пункту 31.2 Раздела IV.I Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
По мнению общества, при расчете тарифов на водоотведение для потребителей ООО "НИК" на 2012-2013 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края были необоснованно исключены затраты в виде амортизационных отчислений стоимости основных средств, что привело к занижению тарифов на водоотведение.
Представители Комитета по ценам и тарифам в судебном заседании не согласились с заявленным требования по основаниям, ранее изложенным в отзыве, а также дополнении к отзыву.
Пояснили, что при установлении тарифов на водоотведение для потребителей ООО "НИК" на 2012-2013 годы затраты на амортизацию не были учтены Комитетом по ценам и тарифам в связи с тем, что Обществом в ходе рассмотрения дела по установлению тарифов не были представлены документы по приобретению, ремонту, реконструкции, улучшению основных средств - имущественного комплекса очистных сооружений, расположенного по адресу: с. Бычиха, пер. Гаражный, 3.
Кроме того, по мнению Комитета, амортизация не могла быть рассчитана от стоимости приобретения имущества в 2007 году, поскольку тарифы устанавливались на 2012-2013 годы; по первоначальной стоимости имущество обществом, после приобретения не учитывалось.
Прокурор Хабаровского края, вступивший в дело на основании статьи 52 АПК РФ, позицию Комитета поддержал.
При повторном рассмотрении дела, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "НИК" оказывает услуги по водоотведению в с. Бычиха Хабаровского муниципального района, имеет в собственности имущественный комплекс очистных сооружений (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 30.11.2007).
24.02.2012 Общество обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об установлении тарифов на водоотведение для потребителей ООО "НИК" на 2012-2013 гг.
Распоряжением от 07.03.2012 № 17 Комитет по ценам и тарифам открыл дело по установлению тарифов на 2012-2013 гг. на водоотведение, осуществляемое ООО "НИК" потребителям на 2012-2013 гг., назначил экспертную группу для рассмотрения документов.
11.04.2012 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято Постановление № 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе", которым была согласована производственная программа ООО "НИК" в Хабаровском муниципальном районе, а также установлены следующие тарифы на водоотведение для потребителей ООО "НИК" в Хабаровском муниципальном районе с календарной разбивкой:
с 11.05.2012 по 30.06.2012 (п. 1.2)
- 19,63 руб. за 1 куб. м.
- 19,63 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.07.2012 по 31.08.2012 (п. 1.3)
- 20,45 руб. за 1 куб. м.
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.09.2012 по 31.12.2012 (п. 1.4)
- 20,45 руб. за 1 куб. м.
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.01.2013 по 30.06.2013 (п. 1.5)
- 20,45 руб. за 1 куб. м.
- 20,45 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.07.2013 по 31.08.2013 (п. 1.6)
- 21,72 руб. за 1 куб. м.
- 21,72 руб. за 1 куб. м - для населения,
с 01.09.2013 по 31.12.2013 (п. 1.7)
- 21,72 руб. за 1 куб. м.
- 21,72 руб. за 1 куб. м - для населения.
Тарифы были установлены без налога на добавленную стоимость в связи с тем, что предприятие применяет упрощенную систему налогообложения.
Указанное постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" 12.05.2012, № 4 (117) (часть II).
Посчитав, что при установлении тарифов Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края необоснованно не учел в составе затрат амортизационные отчисления со стоимости имущественного комплекса очистных сооружений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав их представителей и представителя Прокурора, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 № 210-ФЗ (далее - Закон № 210-ФЗ).
Полномочия Комитета по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса установлены Положением о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр.
Согласно пункту 1.2 Положения Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
В соответствии с пунктами 4.2.1, 4.2.4 Положения в области регулирования цен (тарифов), предельных индексов на товары и услуги организаций коммунального комплекса Комитет регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на водоотведение, очистку сточных вод.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В силу части 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Согласно части 3 статьи 9 Закона № 210-ФЗ производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи Закона № 210-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
В данном случае Комитетом для регулирования спорных тарифов избран метод установления фиксированных тарифов.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования, при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
Из материалов дела следует, что на утверждение Комитету по ценам и тарифам ООО "НИК" были предложены следующие тарифы на водоотведение:
- на 2012 год - в размере 63,84 руб. за 1 куб.м.,
- на 2013 год - в размере 68,70 руб. за 1 куб.м.
В расчет тарифов в числе прочих затрат ООО "НИК" были включены амортизационные отчисления в размере 7 530,0 тыс. руб. со стоимости имущественного комплекса очистных сооружений, расположенного по адресу: с.Бычиха, пер. Гаражный, 3, которые не были учтены Комитетом при утверждении тарифов.
Как следует из пункта 1.2 оспариваемого постановления, на период с 11.05.2012 по 30.06.2012 для потребителей общества тариф на водоотведение установлен в размере 19.63 руб. за 1 куб. м.
Вместе с тем, приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 № 248-э/1 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год", изданным в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1533-р, установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Применительно к территории Хабаровского края такие индексы установлены в следующих размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 106,5% и применяются в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, действующих по состоянию на 31.12.2011.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось представителями участвующих в деле лиц, что Постановлением Главы Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 04.12.2008 № 2016 ранее утвержденный тариф на водоотведение для потребителей ООО "НИК" был установлен в размере 19,63 руб. за 1 куб.м. (тариф на водоотведение без учета транспортировки сточной жидкости 17,9 руб. за 1 куб. м).
Следовательно, Комитетом пунктом 1.2 оспариваемого постановления обоснованно с учетом предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов, установлен тариф на водоотведение на период с 11.05.2012 по 30.06.2012 в размере 19,63 руб. за 1 куб. м., а доводы общества о необоснованном непринятии в составе затрат амортизационных отчислений в данном случае правового значения не имеют.
В этой связи у суда отсутствуют основания для признания недействующим пункта 1.2 оспариваемого постановления.
В остальной части судом установлено и не оспаривалось представителями участвующих в деле лиц, что при установлении тарифов на водоотведение для потребителей ООО "НИК" на 2012-2013 гг. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не были приняты включенные Обществом в состав затрат амортизационные отчисления в размере 7530,0 тыс. руб. со стоимости имущественного комплекса очистных сооружений, расположенного по адресу с. Бычиха, пер. Гаражный, 3 и состоящего из следующих объектов:
- котельная,
- канализационная насосная станция,
- административное здание,
- хлораторная,
- воздуховодная сеть канализационных очистных сооружений,
- песколовки горизонтальные,
- водопроводная сеть канализационных очистных сооружений,
- тепловая сеть канализационных очистных сооружений,
- блок емкостей,
- иловые площадки,
- трубопровод хлорной воды канализационных очистных сооружений,
- канализационная сеть очистных сооружений.
При этом основанием для непринятия суммы амортизационных отчислений послужили выводы Комитета о применении обществом упрощенной системы налогообложения, а также непредставление в ходе рассмотрения дела по установлению тарифов документов, подтверждающих расходы по приобретению, ремонту, реконструкции, улучшению основных средств.
Действительно, как установлено в ходе судебного разбирательства, общество находится на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения расходов при упрощенной системе налогообложения определен статьей 346.16 НК РФ, в силу пункта 2 которой расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
Согласно статье 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат, в числе прочего относится амортизация.
В силу пункта 25 Основ ценообразования перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями.
Пунктом 31.2 Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, также предусмотрено, что в состав прямых расходов в системах водоотведения включаются затраты в виде амортизации.
В соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2011 № 26-н стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.
При этом действующим законодательством не установлен запрет на начисление амортизации при применении упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, доводы Комитета о непринятии в составе расходов амортизационных отчислений по причине применения обществом упрощенной системы налогообложения являются несостоятельными.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
В соответствии с данным перечнем, в орган регулирования представляются следующие документы: заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
В соответствии с пунктом 5 Правил регулирования тарифов в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов.
Согласно пункту 7 Правил регулирования тарифов органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Таким образом, вышеприведенными нормами предусмотрено, что в случае представления организацией коммунального комплекса неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя.
Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального комплекса дополнительные документы.
Из материалов дела следует, что для установления тарифа, обществом в Комитет были представлены расчеты амортизационных отчислений за 2012 год, изложенные в пояснительной записке (л.д. 158-159, том 1).
Согласно указанным расчетам, амортизация была исчислена обществом исходя из рыночной стоимости имущества в размере 87 934 000 руб., определенной независимым оценщиком в 2011 году.
Кроме того был представлен отчет об оценке имущества.
Таким образом, общество представило в орган регулирования расчетные и обосновывающие материалы для установления тарифа.
Оценив, представленные обществом документы в части исчисления амортизации, арбитражный суд приходит к выводу, что Комитетом обоснованно не приняты в составе расходов амортизационные отчисления.
В силу пункта 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом, в силу пункта 8 названного нормативного правового акта, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Как следует из договора купли-продажи от 01.11.2007 № 11/07 стоимость приобретенных обществом основных средств - комплекса очистных сооружений составила 1 994 156 руб.
В ходе судебного разбирательства представитель общества подтвердил, что амортизационные отчисления в 2009-2011 годах обществом не производились.
Вместе с тем, согласно отчету № 11-01.899 об оценке рыночной стоимости единиц имущественного комплекса очистных сооружений от 15.11.2011, рыночная стоимость комплекса составляет 87 934 000 руб.
Из представленных в судебное заседание инвентарных карточек учета объектов основных средств следует, что спорные основные средства комплекса очистных сооружений были приняты обществом к учету 15.11.2011, однако не по первоначальной стоимости, как это предусмотрено ПБУ 6/01, а по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
В судебном заседании представитель общества подтвердил, что названные объекты основных средств после их приобретения на учет обществом по первоначальной стоимости не принимались, амортизация вплоть до 2012 года не начислялась.
Таким образом, переоценка основных средств в порядке, предусмотренном пунктом 15 ПБУ 6/01, обществом не производилась, а объекты приняты к учету не по первоначальной стоимости в порядке, определенном ПБУ 6/01, а по рыночной стоимости, которая многократно превышает первоначальную стоимость.
При этом доказательств, подтверждающих, что увеличение стоимости основных средств произошло в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации обществом в Комитет не представлено, в том числе и по запросу Комитета от 27.03.2012 № 3-1-4/921.
Соответствующие доказательства не представлены Обществом и в материалы дела.
Кроме того, как следует из отчета об оценке № 11-01.899 (л.д. 160-161, том 1), стоимость имущественного комплекса очистных сооружений определялась не для целей бухгалтерского учета, а для возможного использования при совершении сделки купли-продажи.
Следовательно, сумма амортизационных отчислений, определенная Обществом исходя из рыночной стоимости объектов основных средств, не могла быть учтена Комитетом в составе расходов при установлении тарифа.
Кроме того, представленный Обществом в Комитет расчет суммы амортизационных отчислений (л.д. 159, том 1) не соответствует требованиям ПБУ 6/01, предусматривающими в пункте 18, что начисление амортизации производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ уменьшения остатка;
- способ списания стоимости по сумме числе срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
Пунктом 19 ПБУ 6/01 установлена методика определения амортизационных отчислений в зависимости от примененного способа начисления амортизации.
Вместе с тем, представленный Обществом в Комитет расчет амортизационных отчислений не соответствует требования названных правил как в части способа начисления амортизации, так и в части методики расчета амортизационных отчислений.
В свою очередь, исходя из положений, установленных Правилами регулирования тарифов и Основами ценообразования, на обществе, как организации коммунального комплекса, лежит обязанность по представлению документов, подтверждающих заявленный расчет тарифов на товары и услуги по видам деятельности с учетом установленных расходов.
Учитывая, что общество не обосновало представленными документами сумму начисленной амортизации, арбитражный суд приходит к выводу о правомерности исключения Комитетом заявленной суммы амортизации из расчета тарифа.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого постановления Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции и в сумме 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на Общество и взыскивается с него в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.04.2012 № 11/6 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "НИК" в Хабаровском муниципальном районе" соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "НИК" требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НИК" (ОГРН 1072720001771) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий судья
Д.В.ЛЕОНОВ

Судья
И.М.ЛУГОВАЯ

Судья
С.Д.МАННИК


------------------------------------------------------------------