По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.03.2013 по делу N А73-16475/2012 <О признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 N 460-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2013 г. по делу № А73-16475/2012

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 01.03.2013. В полном объеме решение вынесено 06.03.2013.
Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Шапошниковой В.А.,
судей: Сумина Д.Ю., Луговой И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Н.Г.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению индивидуального предпринимателя В.А.В.
к Правительству Хабаровского края,
с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Хабаровского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края, вступившего в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 года № 460-пр "Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края".
В заседании приняли участие:
от ИП В.А.В.: - А.Э.А. по доверенности от 03.11.2012 № 7241;
от Правительства Хабаровского края - З.Т.И. по доверенности от 05.12.2012 № 9.3.28-24734 заместитель начальника;
от Министерства имущественных отношений - К.В.К. по доверенности от 18.06.2012 № 1-11/4484 главный специалист отдела;
от заместителя прокурора Хабаровского края - И.Н.С. служебное удостоверение от 22.12.2012 № <...>;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - не явились.

Суд

установил:

Индивидуальный предприниматель В.А.В. (далее - ИП В.А.В., предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2011 № 460-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края. Заявитель полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части содержит дискриминационные условия в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды земельных участков до 01.01.2012, по сравнению с арендаторами, заключившими договоры аренды после 01.01.2012, арендующими аналогичные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края и Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил заместитель прокурора Хабаровского края.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.02.2013 до 01.03.2013.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Хабаровского края заявленные требования не признал. Полагает, что оспариваемое постановление не создает дискриминационных условий предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, а наоборот, направлено на стимулирование эффективного использования земельных участков и рациональное землепользование.
Представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебном заседании поддержал позицию Правительства Хабаровского края, пояснил, что при принятии обжалуемого постановления уполномоченным органом установлено, что по действующим на дату вступления постановления договорам аренды земельных участков расчет арендной платы за использование земельных участков до 01 января 2014 года производится в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 27.04.2004 № 20-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края". При этом изменение размера арендной платы за использование земельных участков арендаторами, заключившими договоры аренды после 01 января 2012 года, обусловлено не понижением (повышением) базовых ставок, а изменением Правительством края методики ее определения.
Представитель заместителя прокурора Хабаровского края просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не содержит положений, противоречащих действующему законодательству. Представлено письменное заключение по делу.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ суд признал причину неявки представителя неуважительной и рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
30 декабря 2011 года Правительством Хабаровского края принято постановление № 460-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края" (далее - Постановление № 460-пр).
Указанным постановлением утверждены значения коэффициентов по виду разрешенного использования земельных участков для расчета арендной платы и Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 460-пр оно вступает в силу с 01 января 2012 года.
Пунктом 2 Постановления № 460-пр установлено, что по действующим на дату вступления в силу настоящего постановления договорам аренды земельных участков расчет арендной платы за использование земельных участков до 01 января 2014 года производится согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2004 года № 20-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края".
Постановление № 460-пр опубликовано в "Собрании законодательства Хабаровского края" 30.12.2011 № 12 (113) (часть 3).
ИП В.А.В., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 27:23:05 04 17:45, находящегося в собственности Хабаровского края, по договору аренды от 25 ноября 2009 года № 468, обратился в суд с заявлением об оспаривании пункта 2 Постановления № 460-пр, полагая, что названный пункт не соответствует антимонопольному законодательству, поскольку создает дискриминационные условия в отношении арендаторов, заключивших договоры аренды земельных участков до 01.01.2012. Арендаторы, заключившие договоры аренды после 01.01.2012, находятся в преимущественном положении по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, арендующими аналогичные земельные участки.
Такой вывод заявитель сделал, рассчитав арендную плату за арендуемый им земельный участок в соответствии с Порядком исчисления арендной платы, утвержденным Постановлением № 460-пр, и сравнив с арендной платой, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 27.04.2004 № 20-пр "Об утверждении Положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края" (далее - Постановление № 20-пр) и установленной договором аренды от 25.11.2009 № 468.
Из представленного расчета следует, что годовая арендная плата за земельный участок, рассчитанная на 2012 год в соответствии с Постановлением № 20-пр, составляет 2 376 045,92 руб., а такая же плата, но рассчитанная в соответствии с постановлением № 460-пр, составляет 1 506 032,19 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 36.1 статьи 36 Устава Хабаровского края Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о принятии оспариваемого постановления в пределах компетенции Правительства Хабаровского края.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
По правилам, установленным пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 № 697) (далее - Постановление Правительства РФ № 582) установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, принцип запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из анализа приведенных норм следует, что установление различных порядков определения расчета размера арендной платы по таким земельным участкам, приводящее к установлению различных размеров арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, прямо запрещено законом и свидетельствует о создании дискриминационных условий, то есть условий, при которых один хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Хабаровского края от 27.04.2004 № 20-пр утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края.
Постановлением № 460-пр утверждено положение о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за такие земельные участки, которым установлена новая методика исчисления арендной платы. Названное постановление введено в действие с 01.01.2012.
Однако пунктом 2 Постановления № 460-пр установлено, что по действующим договорам аренды земельных участков, заключенным до вступления в силу настоящего постановления, и до 01 января 2014 года, расчет арендной платы производится согласно Постановлению № 20-пр.
Таким образом, по договорам, заключенным до 01.01.2012, вплоть до 01.01.2014 расчет арендной платы производится по постановлению № 20-пр, а по договорам, заключаемым после 01.01.2012, расчет арендной платы производится по Постановлению № 460-пр.
Установление такого порядка расчета арендной платы является прямым нарушением принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства РФ № 582, и свидетельствует о создании дискриминационных условий, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Данное обстоятельство подтверждается и представленным Министерством имущественных отношений Хабаровского края расчетом изменения арендной платы по постановлениям № 20-пр и № 460-пр по договорам аренды земельных участков, заключенным в 2009 году. Указанный расчет подтверждает, что в случае заключения договоров аренды земельных участков, отнесенных к одной категории, используемых и предоставляемых по одним и тем же основаниям, арендная плата по договорам, заключенным до 01.01.2012 значительно отличается от арендной платы в случае предоставления этих же участков после 01.01.2012.
Суд находит, что в данном случае не имеет значения, создаются ли предпочтения хозяйствующим субъектам, заключившим договоры до 01.01.2012, либо хозяйствующим субъектам, заключившим договоры после 01.01.2012.
Суд не принимает во внимание довод представителя Правительства Хабаровского края и Министерства имущественных отношений Хабаровского края о том, что после 01.01.2012 не было заключено ни одного договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Хабаровского края.
Незаключение таких договоров на день рассмотрения настоящего дела в суде не свидетельствует о невозможности заключения таких договоров в будущем, а соответственно, и установления размера арендной платы, определенного в соответствии с Постановлением № 460-пр.
Также суд не принимает во внимание доводы представителя заместителя прокурора Хабаровского края и представителя Правительства Хабаровского края, изложенные в судебном заседании, о том, что устанавливая пунктом 2 Постановления № 460-пр ограничение, Правительство руководствовалось принципом предсказуемости расчета размера арендной платы, установленного Постановлением Правительства РФ № 582, а также ссылку представителя заместителя прокурора Хабаровского края на принцип экономической обоснованности размера арендной платы, установленный названным выше постановлением Правительства РФ.
В соответствии с принципом предсказуемости расчета арендной платы в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Указанный принцип установлен в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, стабильности гражданского оборота, исходя из того, что при заключении и дальнейшем исполнении договора арендатор должен знать методику, по которой рассчитана плата за пользование участком, а в случае изменения этой методики ему должна быть предоставлена возможность для изучения нового порядка расчета арендной платы.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
В рассматриваемом случае судом исследуется не порядок исчисления размера арендной платы, утвержденный Постановлением № 460-пр, и соответствие этого порядка принципам, установленным Постановлением Правительства РФ № 582, а вопрос об установлении различных порядков определения размеров арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям. Как указывалось ранее, одновременное установление таких порядков не соответствует принципу необоснованных предпочтений, установленному Постановлением Правительства РФ № 582.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшее свое отражение в Постановлении Правительства РФ № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Пунктом 2 Постановления № 460-пр по существу установлена отсрочка применения новой методики определения размера арендной платы до 01.01.2014 к договорам аренды земельных участков, заключенным до 01.01.2012. Такое положение соответствует принципу предсказуемости расчета размера арендной платы.
Вместе с тем, применение этой же методики с 01.01.2012 к договорам, заключаемым после 01.01.2012, нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поскольку позволяет определять различными порядками размеры арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям до 01.01.2012 и после 01.01.2012.
Также суд не принимает во внимание ссылку представителей Правительства Хабаровского края, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, представителя заместителя прокурора Хабаровского края на судебную практику, сложившуюся по делам об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, от 05.07.2011 № 1709/11, от 17.04.2012 № 15837/11).
Предметом исследования судебными инстанциями в приведенных случаях являлись правоотношения, сложившиеся до введения в действие принципа запрета необоснованных предпочтений (введен в действие с 01.09.2011 Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 № 697).
С учетом изложенного следует признать пункт 2 Постановления № 460-пр недействующим, как не соответствующий Постановлению Правительства РФ № 582 и пункту 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании статьи 101, части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 постановления Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 года № 460-пр "Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края", как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", имеющим большую юридическую силу.
Взыскать с Правительства Хабаровского края (г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 56, ОГРН 1022700931868, ИНН 2700000786) в пользу индивидуального предпринимателя В.А.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
В.А.ШАПОШНИКОВА

Судьи
Д.Ю.СУМИН
И.М.ЛУГОВАЯ


------------------------------------------------------------------