По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Хабаровского краевого суда от 19.03.2013 по делу N 3-24/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" в части утверждения образца единого социального проездного билета>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу № 3-24/13

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре В., с участием прокурора Максименко Е.В., представителя заявителя П., представителя заинтересованного лица М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным с момента издания пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" в части утверждения образца единого социального проездного билета,

установил:

С., являющийся пенсионером по возрасту, обратился в суд с заявлением о признании незаконным с момента издания пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" в части утверждения образца единого социального проездного билета, указывая, что в силу пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, части 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2, ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", регулирование отношений, связанных с оказанием услуг перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом относится к компетенции Российской Федерации, следовательно, постановление № 122 от 17.05.2005 г. в оспариваемой его части принято с превышением полномочий. Утвержденный образец единого социального проездного билета в нарушение ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" нарушает право его, как потребителя, на получение необходимой и достоверной информации о транспортных услугах, поскольку не содержит информацию, определенную приложением № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112. Так в образце единого социального проездного билета не указано наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета.
В судебное заседание заявитель С., надлежащим образом уведомленный о рассмотрении дела, не явился.
Представитель заявителя П. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что с 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", в соответствии с п. 6 ст. 5 которого перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике и договоре обязательного страхования путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете. В едином социальном проездном билете информация о страховщике отсутствует, что нарушает права заявителя при наступлении страхового случая.
Представитель Правительства Хабаровского края М. заявленное требование не признала по тем основаниям, что предметом правового регулирования оспариваемого постановления является предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а не оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки отдельным категориям граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, нормативный акт, в том числе, в оспариваемой его части принят в пределах полномочий. Социальный проездной билет удостоверяет право на бесплатный проезд льготной категории, не удостоверяет заключение договора перевозки и не является перевозочным документом, в связи с чем, не должен содержать реквизитов, установленных в качестве обязательных для билета, как перевозочного документа.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, считающего заявленное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении заявлений граждан в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ суд должен проверить, противоречит или нет оспариваемое заявителем положение федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (в ред. постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 № 160, от 25.05.2007 № 78, от 04.08.2008 № 106, от 13.05.2009 № 66, от 10.09.2009 № 128, от 09.10.2010 № 118, от 05.12.2011 № 115, от 29.12.2011 № 133, от 29.12.2012 № 129) с 01 июля 2005 года взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования введена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 рублей отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых установлены законодательными актами Хабаровского края (п. 1); установлен с 01 июля 2005 г. на территории Хабаровского края порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством (п. 2).
Постановление опубликовано в газете "Тихоокеанская звезда" № 96 от 24.05.2005 г., "Собрание законодательства Хабаровского края"", 12.06.2005 г. № 5(34).
Заявитель С., будучи пенсионером по возрасту, относится к категории граждан, на которую распространяются меры социальной поддержки, предусмотренной постановлением, следовательно, оспариваемое в части постановление затрагивает права заявителя, в связи с чем, заявление подлежит рассмотрению в порядке ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом 12 и подпунктом 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) (подпункт 12 пункта 2); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2).
В соответствии со статьей 26.3.1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу вышеизложенных норм Хабаровский край имел правовые основания устанавливать за счет средств бюджета Хабаровского края дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 3 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, утв. постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 122, льготник может за счет ежемесячных денежных средств на проезд (выплачиваемых за счет средств краевого бюджета в размере 100 рублей взамен натуральной формы предоставления льгот на проезд на городском общественном транспорте, автомобильном транспорте общего пользования пригородного и внутрирайонного сообщения) приобрести единый социальный проездной билет (п. 3), который дает право бесплатного проезда на транспорте общего пользования (п. 1), имеет несколько степеней защиты и является бланком строгой отчетности (п. 2).
При этом стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по городскому округу "Город Комсомольск-на-Амуре", где проживает заявитель, с 01.01.2012 г. постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.12.2011 г. № 133 утверждена в сумме 540 руб.
Оспариваемым заявителем абзацем 5 пункта 3 Постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. № 122 утвержден образец месячного единого социального проездного билета, содержащий серию и номер билета, месяц и год его выдачи, а также информацию о том, что единый социальный проездной билет дает право проезда на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения по территории Хабаровского края в течение месяца, обозначенного на билете; права на бесплатный провоз багажа не дает; недействителен на междугородных маршрутах; предъявляется при входе в транспорт; действителен при предъявлении удостоверения или справки, выданной центром социальной поддержки населения, дающих право на льготы; подделка преследуется по закону.
Доводы заявителя о том, что, утвердив образец единого социального проездного билета, орган государственной власти субъекта Российской Федерации превысил свои полномочия, поскольку регулирование отношений, связанных с оказанием услуг перевозки, находится в ведении Российской Федерации, являются не обоснованными.
Из вышеприведенных положений оспариваемого постановления следует, что единый социальный проездной билет удостоверяет не заключение договора перевозки (субъектами которого в соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса РФ являются перевозчик и пассажир), а является формой реализации меры социальной поддержки льготной категории граждан.
Субъектами правоотношений по предоставлению социальной поддержки являются орган исполнительной власти субъекта, взявший на себя обязательство по предоставлению меры социальной поддержки по бесплатному проезду, и лицо, относящееся к льготной категории граждан.
Орган исполнительной власти не является перевозчиком, в связи с чем, утвержденный им образец единого социального проездного билета, не должен содержать реквизиты, установленные в качестве обязательных для билета, удостоверяющего заключение договора перевозки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.
Доводы заявителя о нарушении его прав потребителя, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", на получение необходимой и достоверной информации, связанной с реализацией договора перевозки, являются не обоснованными по указанным выше основаниям.
Кроме того, как следует из преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", настоящий Закон не распространяется на правоотношения, связанные с предоставлением социальной поддержки, формой реализации которой является единый социальный проездной билет.
Информация, имеющаяся в едином социальном проездном билете (серия и номер билета, месяц и год его выдачи, право проезда на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения по территории Хабаровского края в течение месяца, обозначенного на билете) является достаточной для того, чтобы социальная поддержка в виде бесплатного проезда была оказана лицу, имеющему данный билет. Заявителем доказательств обратного суду представлено не было.
Из изложенного следует, что оспариваемые положения нормативного правового акта федеральному закону, другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, приняты в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта федерации, прав заявителя, как получателя социальной поддержки, не нарушают, следовательно, заявление С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 - 198, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

С. в удовлетворении заявления о признании незаконным с момента издания пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 года № 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" в части утверждения образца единого социального проездного билета отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 марта 2013 г.

Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.Мороз


------------------------------------------------------------------